Архив газеты

Январь 2018

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Общество

Тайна двойной могилы у реки
Фото: Участники полевой экспедиции поисковой организации «Кубанский плацдарм». / все фото: Юлия Cиматова, «КИ»

Тайна двойной могилы у реки

«Поисковики узнали имя неизвестного героя»

Юлия Симатова
simat@ki-gazeta.ru

Более полувека люди приносят цветы к обелиску у подножия горы Липовой. И вот спустя 74 года стало известно имя похороненного там советского летчика. О том, как велись полевые и архивные работы, нам рассказал руководитель Краснодарской краевой общественной поисковой организации «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев.

Сложилась мозаика

- Обелиск двоим советским летчикам - старшему лейтенанту Чурилову и его неизвестному боевому товарищу, погибшим в воздушном бою в апреле 1943 года, находится недалеко от станицы Шапсугской, на берегу реки Адегой. Нас заинтересовал этот безымянный герой, и мы решили попробовать установить его личность. И буквально с первого момента поисков начались неожиданности, - рассказывает Евгений Порфирьев. - Дело в том, что старший лейтенант Иван Чурилов, заместитель командира звена 201 ИАД, летал на одноместном самолете Ла-5, а следовательно, боевого товарища в момент гибели с ним быть не могло!

В оперативном донесении 201 ИАД за 04.05.1943 указано: «Не вернувшийся с боевого задания 20.04.43 заместитель командира авиационной эскадрильи 437 ИАП старший лейтенант Чурилов, по данным пограничников и колхозников, погиб в районе станицы Шапсугской. Обстоятельства: при возвращении с боевого задания был атакован двумя Ме-109, самолет загорелся, летчик выпрыгнул с парашютом на высоте 30 метров. Парашют не раскрылся, летчик погиб. По документам установлено, что летчик был старший лейтенант Чурилов И.П. Документы и орден находятся в штабе Пограничного отряда в Холмском».

- Было много неточностей, - объясняет Евгений. - Например, в похоронке, присланной сестрой Чурилова в 1967 году в редакцию районной газеты «Восход» после публикации 31 августа факта обнаружения могилы двоих советских летчиков, было указанно иное место гибели летчика: река Абин, а не Адегой. Узнав об этом, мы смогли идентифицировать обломки самолета Ла-5, ранее найденные нами на этом месте. Тогда без номерных деталей установить имени пилота нам не удалось. Но теперь мозаика сложилась. Однако к имени второго бойца эта, теперь уже закрытая страница гибели Чурилова, нас не приблизила.

 

Место на карте

Как оказалось, среди старожилов станицы Шапсугской о захоронении ходит много легенд. Все они обросли достаточно противоречивыми подробностями, но сходны в одном: в могиле лежат останки летчика или летчиков, погибших на склоне горы Липовой, на противоположном от памятника берегу реки. О достоверности источника этих легенд свидетельствовала и старая туристская карта склонов горы Липовой, на которой было отмечено предположительное место падения самолета. Но обломков его еще никто не находил.

- Стало ясно: единственный способ проверить эту информацию и установить имя летчика - это найти место падения самолета, - объясняет Евгений. - По моей просьбе на протяжении нескольких лет местные поисковики искали обломки, но безуспешно. В какой-то момент я даже начал сомневаться в достоверности этой информации. Надежда, поводом для которой стали отдельные фрагменты разрезанного самолетного дюраля, случайно найденные пару лет, таяла с каждым днем.

Но, видимо, судьба решила вознаградить упорных поисковиков. И вечером 19 ноября прошлого года в доме Евгения раздался звонок:

- Мы нашли место падения самолета, - сообщил командир Абинского филиала «Кубанского плацдарма» Владимир Васильченко. - При спуске обходили овраг и взяли немного левее обелиска. Там наткнулись на разбросанные по склону фрагменты дюраля, обломки блока двигателя и остатки боекомплекта. Это место крушения истребителя Як-1б.

 

Припорошенный листвой

Уже на следующих после звонка выходных поисковики отправились к месту падения самолета.

- Четыре километра по горному бездорожью, форсирование реки Адегой в трех местах, и вот мы на месте, - вспоминает Евгений Порфирьев. - Все русло глубокого ущелья было усеяно обломками боевой машины. Мы шли с металлоискателем, но вдруг его сигнал пропал. Поняли, что эпицентр падения остался ниже. Вернулись назад и начали прозванивать склоны.

Повсюду были видны углубления, образованные корневищами упавших деревьев. Но у одного из них лежавший рядом ствол дерева отсутствовал. Подойдя поближе, поисковики увидели, что из припорошенной листьями и первым снегом воронки торчат металлические и алюминиевые конструкции самолета. Началась работа по извлечению из земли обломков кабины и двигателя.

- На глубине около метра мы нашли вдавленные в стенку воронки фрагменты черепа летчика, кительные морские пуговицы с якорями и знак «Гвардия», а среди обломков мотора М-105 - несколько фрагментов с его заводским номером ПФ750, - рассказывает командир отряда. - У нас есть своя база данных, и имя погибшего благодаря собранной на горе информации стало известно прежде, чем мы успели вернуться в Шапсугскую. Александр Гартман, командир Сочинского филиала «Кубанского плацдарма», весь период полевых работ ждал новостей за компьютером.

В соответствии с данными учета самолетов и моторов в частях ВВС ЧФ за 1942 год в июле месяце с завода НКАП СССР № 292 прибыл и был зачислен в состав 62 АП ЧФ Як-1 № 3675 с мотором М-105 ПФ750. В 1943-м 10 апреля он не вернулся с боевого задания.

По данным учета безвозвратных потерь в частях ЧФ за 1943 год, указано:

«...42. Цыганов Дмитрий Григорьевич, гвардии лейтенант, пилот 3 АЭ 6 гв. АП, 1919 г.р., уроженец д. Турбей Сафоновского района Тульской области, 10.04.1943 г. сбит в воздушном бою истребительной авиацией противника в районе ст. Шапсугской...»

 

Имя героя

Так неизвестный летчик с обелиска спустя 74 года после гибели обрел свое лицо и свою историю. Он оказался доблестным бойцом: за подвиги, совершенные с 22 июня по 30 сентября 1941 года, пилот 62 АП ЧФ Дмитрий Цыганов был награжден орденом Красного Знамени.

«Младший лейтенант Цыганов отличный летчик-истребитель. Имеет 39 боевых вылетов. Из них 19 - на штурмовку войск и техники противника. Им уничтожено: 7 автомашин, 3 повозки с боеприпасами, один зенитный пулемет и до 150 человек живой силы противника. Результаты штурмовых действий подтверждены летчиками группы прикрытия и командирами наземных частей», - написано в его Наградном листе.

1 октября 1942 года он получил тяжелое ранение, но не сдался. Вернувшись после лечения в госпитале, лейтенант Цыганов продолжил службу в гвардейском полку. Осенью 1942 - весной 1943 гг. этот полк дислоцировался в Геленджике и обеспечивал воздушное прикрытие советских войск в районе Новороссийска. Тогда полк потерял троих пилотов, в том числе с боевого задания не вернулся и Дмитрий Цыганов.

Долгое время место его захоронения было неизвестно, но в том, что пехотинцы похоронили летчика, погибшего в 200 метрах от их тыловых позиций, никакого сомнения нет.

- На месте падения нами не было найдено ни одного элемента парашютной системы, ни одной крупной кости скелета, лишь раздробленные фрагменты черепа, что является характерной травмой при подобных обстоятельствах гибели летчика, - комментирует Евгений Порфирьев. - С момента установки обелиска, а это было в 1967 году, люди приносили цветы к безымянной могиле, не зная даже имени похороненного там героя.

А теперь впервые они отдадут дань памяти лейтенанту гвардии Дмитрию Цыганову.

Дата: 10.01.2018 19:55:00