Архив газеты

Февраль 2018

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28

Общество

Они горели под Ханской несколько дней...
Фото: Первая экспедиция к месту падения состоялась в 1987 году. Имен экипажа тогда установить не получилось.

Они горели под Ханской несколько дней...

«Кубанские поисковики установили имена членов экипажа советского самолета, разбившегося под Майкопом осенью 1942 года»

Юлия Симатова
simat@ki-gazeta.ru

О том, как проходили полевые и архивные работы, «КИ» рассказал руководитель Краснодарской краевой общественной поисковой организации «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев.

Почтили безымянными

В небе над станицей Ханской недалеко от Майкопа осенью 1942 года завязался воздушный бой: советский самолет атаковали два немецких «мессера». Нашим летчикам удалось сбить один из истребителей противника, но свой самолет уберечь не получилось. Пылающий, он приближался к станице со снижением и врезался в землю на ее окраине.

Пожар, который возник после взрыва при ударе, продолжался несколько дней - в огне рвались боеприпасы. Собрать фрагментированные части тел двоих летчиков во флотской одежде станичники сумели лишь некоторое время спустя.

Первая большая экспедиция на место падения самолета прошла в 1987 году. В ней приняли участие местные жители и военнослужащие майкопского военного аэродрома и Армавирского военного летного училища. Они извлекли из воронки фрагменты фюзеляжа, обломки моторов и погнутую 20-миллиметровую пушку ШВАК с заводским номером ЧЕ 318. Тогда же определили тип самолета: советский пикирующий бомбардировщик Пе-2.

К сожалению, имен членов экипажа военным исследователям установить не удалось, как, впрочем, и краеведам,  на протяжении последующих двух десятков лет написавшим десятки запросов в архивы.

Казалось, судьба экипажа Пе-2 - остаться безымянными.

 

Зачищенная воронка

В ноябре прошлого года местные ветераны обратились за помощью в поисковую организацию «Кубанский плацдарм», члены которой  специализируются на поиске самолетов времен Великой Отечественной войны.

- Приступив к изучению всех установленных обстоятельств, мы сразу поставили под сомнение правильность идентификации типа самолета, - рассказывает Евгений Порфирьев. - В первую очередь нас смутило наличие 20-миллиметровой пушки ШВАК, на Пе-2 такие не устанавливали.

В качестве одной из рабочих версий поисковики стали  рассматривать гибель истребителей ЛАГГ или Як, для которых такое вооружение характерно. Но первый же выезд на место падения исключил такую возможность: найденные фрагменты обшивки имели технологические клейма 39-го завода НКАП СССР. В годы войны этот завод производил самолеты Пе-2, Пе-3 и Дб-3ф.

- Воронка оказалась полностью вычищенной, и нам пришлось работать с мелкими фрагментами. Чудом сохранившиеся, они не превышали спичечный коробок, - объясняет Евгений. - При таких обстоятельствах рассчитывать на точную информацию по идентификации практически невозможно.

А в экспозиции краеведческого музея в Майкопе, куда экспедиция 1987 года передала часть своих находок, оказались обломки различных типов самолетов. Какие из них относятся к машине интересующего поисковиков экипажа, определить невозможно.

 

Неподтвердившиеся версии

- Тогда мы попытались установить имена экипажа по архивным документам и выяснили, что на военном аэродроме в станице Ханской в период июня-июля 1942 года базировались 5-й гвардейский артиллерийский полк и  36-й минно-торпедный авиационный полк ВВС ЧФ, - рассказывает поисковик.

- За это время флотские полки потеряли в районе аэродрома 5 самолетов типа Дб-3ф. Один из них потерпел аварию 12 июня 1942 года при взлете. Тогда погиб штурман экипажа старший лейтенант Зайцев, двое других членов экипажа остались живы.

- Самолет был произведен на заводе НКАП СССР № 39, и по месту происшествия эта история подходила идеально. Но обстоятельства крушения не соответствовали глубине залегания обломков самолета на месте падения. При такой силе удара шансов выжить у пилота не было, а по документам он даже не был ранен, - объясняет Евгений. - Не вписывалась и 20-миллиметровая пушка, хотя к этому времени мы уже потеряли уверенность в том, что оружие было найдено именно здесь.

Продолжив изучение архивов, поисковики нашли в воспоминаниях очевидцев описание воздушного боя самолета Пе-2 против двух Ме-109 в небе над Майкопом. Такой боевой эпизод действительно случился 1 ноября 1942 года.

Самолет Пе-2 в 14:30 (по московскому времени) вылетел в те места на разведку, а с задания не вернулся. Его экипаж - капитан Козуля, капитан Мартынов и старшина Борисов - по сей день числятся пропавшими без вести. Восстановить обстоятельства гибели поисковики смогли по документам Бундесархива. В 14:10 по берлинскому времени (15:10 по московскому) на высоте 5000 м советский самолет был атакован «мессерами».

- Несмотря на полное соответствие архивных документов  рассказам очевидцев, по двум причинам этот самолет не мог быть тем, который разбился на окраине Ханской, - комментирует Евгений. - Во-первых, по рассказам все тех же очевидцев, экипаж был флотский, а эта «пешка» - армейская. Во-вторых, самолет Пе-2 № 24/11 был произведен на заводе № 22, а не № 39.

 

Тайна, зарытая в снег

И вновь поисковики отправились на место падения самолета. Весь день и всю ночь накануне выезда шел сильный снег.

- О безнадежности нашей работы с металлоискателем по колено в снегу не подумал только ленивый. И все же удача в этот день была на нашей стороне. Из-под 30-сантиметрового слоя снега и такого же слоя земли мы извлекли фрагмент блока двигателя. Он был размером с ладонь, но имел заводской номер мотора М-105 № 22-82, - вспоминает Евгений. - Мы немедленно связались с нашими коллегами, ожидавшими за компьютером, и практически сразу узнали, что такой номер мотора в базе есть!

Мотор М-105 № 22-82 был установлен на самолет Пе-3бис № 40312, произведенный на заводе № 39 НКАП СССР и 4 сентября 1942 года зачисленный в состав 27-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи ВВС ЧФ.

В соответствии с Актом расследования летных боевых потерь в частях ВВС ЧФ значится: «04.10.1942 года не вернулся с боевого задания по разведке войск противника на ростовском направлении экипаж 27 ОРАЭ в составе: пилот сержант Михаил Снеговский, воздушный стрелок бомбардир лейтенант Борис Сабодаш».

По информации  журнала боевых действий 15 (Kroat)/JG 52,  в период с 14:00 до 15.00 на «свободную охоту» с аэродрома Майкопа вылетели хорватские пилоты Цвитан Галич и Юре Ласта. В 14:40 Цвитан Галич заявил о сбитом им советском самолете Пе-2 в районе Атанская (вероятно, Ханская).

- Пе-3бис стал 25-м самолетом хорватского пилота Цвитана Галича, который он записал на свой счет, - рассказывает Евгений. 

Но и этого летчика судьба не обошла своим вниманием. Спустя полтора года, 6 апреля 1944 года, Цвитан Галич погиб на земле, в кабине своего самолета, на аэродроме Залусаны. На него упала авиабомба, сброшенная с истребителя «спитфайр».

 

Еще не последний

Правильность идентификации Пе-3бис полностью подтвердилась архивными документами и соответствовала всем установленным на месте падения фактам. Самолет был действительно произведен на заводе НКАП СССР № 39, в вооружении имел 20-миллиметровые пушки ШВАК. Экипаж его был флотский и состоял из двух человек. Таким образом, большая часть свидетельств очевидцев события подтвердилась.

- Что же касается воздушного боя Пе-2 с истребителями противника, то, вероятно, этот бой действительно происходил где-то в небе над Ханской. Но человеческая память объединила два разных боевых эпизода в один, - высказывает предположение Евгений Порфирьев. - А значит, нам еще предстоит найти в окрестностях Ханской место падения «пешки» капитана Козули, а может, еще и других…

Дата: 19.01.2018 19:02:36