Топ 5 новостей

Наша сеть за Полярным кругом

«Магнит» открыл первый распределительный центр в Мурманской области.

Метро над землей

На стратегическом совете обсудили, реален ли проект канатной дороги

А теперь - везде!

Трамваи, троллейбусы и автобусы Краснодара переведены на обслуживание новыми платежными терминалами для бесконтактной оплаты прое...

Производство на подъеме

Индекс промышленного производства Кубани в 2017 году вырос на 3,1%.

Вместо подземки - канатка?

Запустят ли в Краснодаре канатное метро? Мэр города Евгений Первышов считает, что это вполне возможно, если только предложенный п...



Архив газеты

Общество

Небо и море Ивана Айвазовского

«Этот русский маринист армянского происхождения числил за собой шесть тысяч работ, но, по разным оценкам, арт-рынку известны от 10 до 15 тысяч его картин. При жизни Иван Айвазовский (1817-1900) провел около 125 персональных выставок, а после выставляется и того больше: 17 ноября в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко откроется межрегиональная выставка «И.К. Айвазовский. 200 лет триумфа».»

Лучше него никто не изображал море, что подтверждал Уильям Тернер: два художника встречались в Риме, британец посвятил русскому мадригал. Он писал очень быстро, что удивляло очевидцев, и с невероятной энергией: море и небо - вот наиболее характерный для него сюжет. Он был весьма консервативным человеком - в политических взглядах, отношении к искусству - и прожил долгую жизнь: родился при Александре I, умер при Николае II, был знаком с «Пушкиным, но его не читал» (Чехов), видел передвижников и первые революционные кружки, но продолжал писать море и небо.

Уроженец Феодосии, Айвазовский получил образование в Петербургской академии художеств. Наставник-француз Таннер запрещал ему работать самостоятельно: увидев на выставке два пейзажа, пожаловался Николаю II, и работы сняли, но через полгода южанина вернули в класс батальной живописи профессора Зауервейда. Почти сразу после окончания учебы художник уехал работать в Европу: Италия, Швейцария, долина Рейна, Голландия, Англия, Франция, Португалия, Испания. Везде его выставки были благожелательно приняты критикой и коммерчески успешны.

Айвазовский в качестве живописца главного морского штаба участвовал в Крымской войне и других кампаниях: так родились многие его знаменитые батальные полотна. Он продолжал ездить: Турция, Греция, Армения, Италия, Египет - там его считают своим (в четырех случаях потому, что нет собственных мастеров такого уровня). Рисовал не только морские, но и горные и степные виды, жанровые сцены, «Великую пирамиду в Гизе» (Иван Константинович прибыл в Египет на открытие Суэцкого канала) и «Ниагарский водопад» (путешествие в США художник совершил в возрасте 75 лет).

И, конечно, Айвазовский писал родную Феодосию, где открыл школу искусств и картинную галерею, инициировал постройку концертного зала, библиотеки и нового здания музея древностей, возведение железной дороги Феодосия - Джанкой и расширение порта, руководил раскопками более 90 курганов, провел из Субашского источника в своем имении Шах-Мамай питьевую воду. Феодосия, морские бои и виды, парусники, берега - все это можно будет увидеть на выставке «И.К. Айвазовский. 200 лет триумфа».

Чтобы наиболее полно показать наследие мариниста в год его юбилея, свои усилия объединили три музея: наш им. Ф.А. Коваленко, Ростовский областной музей изобразительных искусств и Таганрогский художественный музей. Первыми выставочный проект, посвященный 200-летию со дня рождения Ивана Константиновича, увидели наши соседи, предоставившие для него семь из четырнадцати работ 1843-1899 гг. И вот в составе выставки в родные стены возвращаются шесть полотен Айвазовского 1848-1899 гг. и карандашный рисунок «Море. Парусник» (1880-е).

Анастасия Куропатченко,
ak@ki-gazeta.ru

к слову

«Краснодарские известия» - информационный партнер выставки «И.К. Айвазовский. 200 лет триумфа» в краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко.

Дата: 10.11.2017 19:59:00