Топ 5 новостей

Геолокация - Краснодар

Афиша мероприятий, посвященных празднованию Дня города Краснодара

Все ради праздника

В центральной части Краснодара на время празднования Дня города ограничат движение транспорта

Владимир Бекетов пойдет в Совет Федерации

На прошедшем вчера заседании политического совета регионального отделения «Единой России» обсуждалась кандидатура представителя З...

Школы - в подарок

В Краснодаре стартовало строительство школы на 1100 мест и нового корпуса гимназии № 23

Большая Тургеневская стройка

В начале октября в Краснодаре будет закрыт на капитальный ремонт участок ул. им. Тургенева



Общество

Не хочу быть школой муниципальной, а хочу стать государевой
Фото: Главное, чтобы знания были

Не хочу быть школой муниципальной, а хочу стать государевой

«Министр образования и науки России Ольга Васильева анонсировала самую масштабную с начала 1990-х реформу школьного образования: все школы в ближайшие годы будут переданы от муниципальных властей региональным. Как смена учредителей скажется на образовательном процессе и управлении им? Этот вопрос «КИ» адресовали экспертам.»

От теории до практики - один уровень

Насколько соотносимы бюджеты муниципалитета и субъекта РФ? Сегодня большинство муниципалитетов дотационные, у них нет необходимых средств на школы. И потому редкие сданные в эксплуатацию на Кубани и в ее столице за последние годы школа или детсад были построены только на муниципальные средства. Каждое образовательное новоселье - результат софинансирования федерального, краевого и городского бюджетов. Последний, если и вытягивает стадию строительства благодаря уступкам социально ответственного бизнеса, то вот этап оснащения школы «матчастью» (а современная гимназия или лицей напичканы интерактивными досками и предметными кабинетами, не говоря уже о стоимости пищеблоков) не в состоянии преодолеть.

- Сейчас управление школами отдано на муниципальный уровень. Отсюда возникает разбалансировка в системе, в управленческих и финансовых факторах: муниципалитеты имеют все основания потратить на иные нужды деньги, которые регион направляет на школы. Есть и другой фактор недостаточной эффективности региональных образовательных систем - отсутствие реальных полномочий у органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации единой образовательной политики в сфере общего образования: реформа должна исправить ситуацию, - считает Татьяна Синюгина, замминистра образования и науки РФ, в недавнем прошлом - министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.

Переподчинение позволит уравнять все школы в финансировании, но положительный эффект можно прогнозировать только в том случае, если для каждой школы будет прописан некий минимальный уровень поступлений из федерального бюджета. Потому что не стоит забывать о небезграничных возможностях каждого субъекта РФ: несмотря на то, что доходная часть регионального бюджета значительно превосходит муниципальную, существует вероятность, что регион не справится с такой нагрузкой. Именно поэтому, например, такие вопросы, как часть ремонтных работ в школах или оплата коммунальных услуг, должны оставаться в ведении муниципалитетов.

Быстрее, эффективней, проще

Какие полномочия получат регионы в управлении образованием и как скоро? Пока сложно сказать. В шестнадцати территориях РФ заявили о готовности включиться в пилотный проект, по итогам которого будет принято окончательное решение. А часть субъектов, «просчитав все возможные риски», уже перешла на региональный принцип управления школами. Что он дает образовательной системе? Большую мобильность: теперь любое образовательное новшество может стать практикой гораздо быстрее (при условии прописанного механизма работы) - «спущенное» с федерального уровня на региональный, оно сразу же начинает реализовываться, без издания сопроводительных муниципальных постановлений и распоряжений.

- Если рассмотреть государственную итоговую аттестацию - ЕГЭ и ОГЭ, думаю, польза от передачи школ от муниципалитетов в ведение субъектов РФ будет ощутима достаточно скоро. Мы получим возможность напрямую контролировать экзамены, минуя муниципальное звено, и так же быстро перестраиваться в части процедуры экзаменов, если это необходимо. И в этом смысле всем - и педагогам, и школам, и нам, будет легче работать, - считает Игорь Карамов, руководитель ГКУ КК «Центра оценки качества образования» - структуры, на которую возложена ключевая роль в организации и проведении на уровне нашего региона. 

Нынешняя система, когда школы подчиняются муниципальным властям, неэффективна в части оперативного управления. Только вдумайтесь, до 42 тысяч школ в России никоим образом не подчиняются Министерству образования и науки РФ и регионам, где они работают, находясь в ведении муниципалитетов. Переподчинение позволит не только укрепить вертикаль управления с Минобрнауки РФ, но и создать по-настоящему единое образовательное пространство - привести образовательные программы в разных населенных пунктах в соответствие с теми, что разрабатываются на федеральном уровне.

Как это работает?

Школьная реформа не только позволит более эффективно тратить выделенные на образования средства. В школе по-прежнему присутствует наследие предыдущих, начавшихся в 1990-х реформ: не укладывающееся ни в какие рамки разнообразие образовательных программ, откровенно мешающее не то что внедрению ФГОС, но ключевой задаче российского образования - созданию единого образовательного пространства и базового содержания программы. Кроме того, Минобрнауки РФ в существующей схеме управления не может напрямую влиять и на другие важные аспекты: например, контролировать систему оплаты труда учителей.

- Трудно сказать, как реформа скажется на методической службе, определяющей содержание образования. С одной стороны, успешный опыт переподчинения методических служб и связанных с повышением квалификации учителей структур субъекту РФ есть в Самарской области и Москве, где расходы на них оптимизировали - траты, если мне не изменяет память, снизились с 8,1 до 3 процентов. С другой стороны, вопрос о механизме реформы пока остается открытым, поскольку школьная реформа потребует внесения изменений в законодательство, - уверен Федор Ваховский, директор Краснодарского научно-методического центра, отвечающего на муниципальном уровне за содержание образовательных программ и методическую поддержку учительства.

Как на практике работает грядущая школьная реформа? В той же Самарской области система образования перешла в режим государственного управления аж в 2001 году. Вместо 35 муниципальных органов управления образованием и служб обеспечения созданы 11 межмуниципальных образовательных округов под руководством территориальных управлений областного министерства образования и науки (муниципальные школы остались только в городах-миллионниках  Самаре и Тольятти). Такая схема позволяет оперативно финансировать текущие нужды школ, но главное - сокращать лишние звенья цепи в управлении образованием, четко разделять полномочия и быстро «доводить» федеральные деньги до школ.

Анастасия Куропатченко,
ak@ki-gazeta.ru

Дата: 08.08.2017