Топ 5 новостей

Наша сеть за Полярным кругом

«Магнит» открыл первый распределительный центр в Мурманской области.

Метро над землей

На стратегическом совете обсудили, реален ли проект канатной дороги

А теперь - везде!

Трамваи, троллейбусы и автобусы Краснодара переведены на обслуживание новыми платежными терминалами для бесконтактной оплаты прое...

Производство на подъеме

Индекс промышленного производства Кубани в 2017 году вырос на 3,1%.

Вместо подземки - канатка?

Запустят ли в Краснодаре канатное метро? Мэр города Евгений Первышов считает, что это вполне возможно, если только предложенный п...



Архив газеты

Общество

Краснодарский робот собирал урожай в Абу-Даби
Фото: Ребята знают, как «объяснить» роботу, что он должен сделать

Краснодарский робот собирал урожай в Абу-Даби

«Никита Павленко и Артем Лобанов покорили ОАЭ »

В этом году на чемпионате WorldSkills Junior, проходившем в Абу-Даби, блистала сборная России. Двое краснодарских школьников заняли третье место в категории «робототехника». Корреспондент «КИ» расспросила ребят о том, как удалось попасть на чемпионат такого масштаба и вернуться оттуда бронзовыми призерами.

Найти применение таланту

15-летнего Артема Павленко и 14-летнего Никиту Лобанцева объединили в команду способности к программированию, логическому мышлению и, конечно, любовь к роботам.

- Мое увлечение началось давно, - рассказывает Артем. - Три года назад я увидел в интернете объявление  о наборе учеников в школу робототехники «Робокуб» и решил попробовать свои силы. Мое маленькое хобби превратилось в настоящую страсть: я посещал уроки 4 раза в неделю и все свободное время тратил на саморазвитие в интересующих меня областях.

Никита же попал в «Робокуб» всего год назад, однако за это время успел наверстать упущенное и практически догнать товарища по уровню.

- Прежде всего робототехнику необходимы знания основных законов физики, - поясняет Никита. - Изучив теорию, надо приступать к практике. Нас учили, как делать редукторы, правильно выбирать соотношение шестеренок и решать многие другие технические задачи. Ну и забыл назвать главную составляющую успеха в рободеле: талант. Человек с рождения имеет способности в какой-то сфере, нужно только понять, куда направить свой дар. Я  с детства занимался конструкторами, строил разные поделки и простейшие механизмы, поэтому родители решили записать меня в студию робототехники, за что я им очень благодарен.

В голове у робота

Мальчики рассказали о принципе работы любого робота.

- Как его запрограммируешь, так он и будет себя вести, - говорит Артем. - Языков, на котором можно втолковать роботу, что ему следует делать, очень много. Новенькие начинают с простейшего - с работы на платформе лего, доступной даже ребенку.

С помощью такой платформы можно научить робота элементарным движениям: повернуться, проехать вперед, развернуться. После освоения простейших команд ребята учились писать более сложные, например: проехать вдоль стены, доехать до препятствия и развернуться, измерить расстояние справа и слева и поехать туда, где больше места.

- После того как изучили легоконструктор вдоль и поперек, мы приступили к Arduino, - вспоминает Никита. - Это такая плата, если совсем просто объяснять, то маленький компьютер. На него можно программировать все что хочешь. Мы делаем это с помощью языка с++.

Артем объяснил, что у робота, как и у человека, есть мозг. Он называется контроллер. Именно оттуда датчикам поступают команды.

- Чтобы уметь делать роботов и наполнять их мозг полезной информацией, не обязательно посещать роботошколу, - говорит Артем. -

Достаточно понимать в электронике, программировании, знать основы физики. На известном китайском сайте можно достаточно дешево заказать детали и самостоятельно собрать умное устройство.

Артем и Никита рассказывали о процессе создания роботов таким обыденным тоном, словно о повседневных, всем доступных вещах. Неудивительно, что среди многих претендующих поехать на соревнования именно их выбрали представителями от нашего города!

Омик у нас умный

Участникам соревнования в категории «робототехника» предстояло выполнить всего одно задание, общее для всех.

- Каждый робот должен был собрать «урожай», - рассказывает Артем. - То есть 28 пластмассовых шариков оранжевого и синего цвета, которые он поднимал, отво-зил к ячейкам и там раскладывал по цветам. Судьи оценивали наше мастерство по тому, насколько быстро, технично и верно устройство выполняло поставленную задачу.

Всем участникам состязания выдавали наборы деталей, из которых предстояло за несколько дней сделать умную машинку.

- Мы поделили обязанности: я придумывал конструкцию и внешний вид робота, собирал его, а Артем - программировал, - говорит Никита. - Хотя перед всеми конкурсантами стояла одна и та же цель, роботы отличались друг от друга и отражали индивидуальность своих создателей. Мы назвали своего Омик, - улыбается мальчик. -  Дело в том, что у него передние колеса резиновые, а задние называются «омик» - они могут ездить и прямо, и по диагонали. Мы решили дать ему имя, отражающее эту его особенность.

К размеру робота выставлялись ограничения: 50 см в длину, 33 см в ширину и 37 см в высоту.

- А можно ли сконструировать такого же робота, только очень большого, способного собирать настоящий урожай?

- Нет! - засмеялись Артем и Никита. - Если его просто пропорционально увеличить без внесения кардинальных изменений в программу, он не сумеет сделать то, для чего его собрали. Это просто макет. Омика можно использовать в классах робототехники, чтобы показывать как учебную модель поведения.

Новые победы впереди

К сборке робота, способного бережно собирать шарики и сортировать их по цветам, мальчики готовились заранее.

- По условиям конкурса, за два месяца до него мы должны начать вести инженерную книгу и ежедневно записывать туда свои успехи и неудачи, - говорит Артем. - У нас получилась полная техническая документация на 60 страниц. Это не так много, у команды из Новороссийска было более 100 страниц, но важно не сколько, а что именно ты туда написал. Жюри читало книги два дня. Наша была одной из лучших.

Оказывается, поначалу мальчики лидировали и широкими шагами шли к первому месту!

- Первые два дня соревнований мы опережали всех и были главными претендентами на «золото», - вздыхает Никита. - Но на третий день у нас случились нелепые неполадки, о которых даже вспоминать не хочется. Мы исправили недоразумения, но Омик потерял много баллов, и мы спустились на 3-е место.

Но мальчики не сильно расстроились: они мужественно пережили неудачу и не бросили занятия робототехникой.

Сейчас Артем и Никита готовятся ко Всероссийскому робототехническому фестивалю. Сначала в ноябре пройдет краевой этап конкурса, потом зимой по ЮФО, а в марте лучшие попадут в финал. Это не такой масштабный конкурс, как Worldskills Junior, однако он даст ребятам возможность набраться опыта и практики.

- Я, скорее всего, буду поступать на программиста, - говорит Артем.

Никита кивает головой и добавляет:

- А я собираюсь выучиться на робототехника. Это профессия будущего, через 2-3 года она будет востребована как никакая другая. В Казани есть молодой университет инновационных технологий, основанный в 2012 году. Вот туда я и хочу поступить.

Виктория Шиянова,
vs@ki-gazeta.ru
Фото Дениса Яковлева

Что больше всего запомнилось ребятам на Worldskills:

Артем:

- У конкурса есть особенность: участники из разных стран обмениваются значками. Попадаются красивые, яркие, странные, веселые, необычные. Надо иметь особую удачу, чтобы достать самые редкие значки. Они будут освежать приятные воспоминания долгие годы.

Никита:

- Мы сходили на несколько экскурсий в Абу-Даби, и мне понравились мечеть шейха Зайда - одна из шести самых больших мечетей в мире, и Феррари-парк, в котором, кстати, происходило открытие конкурса. Но куда интереснее оказался Дубай. Мы съездили туда в свободный от конкурса день вместе с нашим наставником и увидели огромный океанариум в Дубай-Молле, красивейшие небоскребы и поющие фонтаны.

Дата: 02.11.2017 20:43:00