Топ 5 новостей

На сколько баллов вы знакомы с Конституцией?

Сегодня Конституции РФ исполняется 24 года. «Краснодарские известия» подготовили для краснодарцев небольшой тест, чтобы проверить...

Дома городу не отдали

Министерство обороны России отказалось передать свободные квартиры в домах по ул. им. Дзержинского в муниципальную собственность....

Канатным метро займутся австрийцы

Мэр Краснодара обсудил проект канатного метро с австрийской компанией Dop-pelmayr (Доппельмайер).

Илья Авербух и Kinder® везут в Краснодар новогоднюю сказку «Новые Бременские музыканты на льду»

По сложившейся традиции продюсерская компания «Илья Авербух» продолжает радовать своих поклонников. На этот раз в Краснодаре прой...

Не квест, а криминал

Кровавым в прямом смысле этого слова оказался экстрим-квест в одном из клубов Краснодара.



Архив газеты

Декабрь 2017

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Общество

Байкеры бывают разные

Байкеры бывают разные

«Поначалу это был эксперимент МЧС, а теперь действующее подразделение нового типа - группа экстренного реагирования на пожарно-спасательных мотоциклах.
В краснодарских пробках «железный конь» оказался мобильнее. С другой стороны, водители сами с любопытством пропускают мотоциклы с красно-белым корпусом и сиреной, чтобы внимательнее разглядеть пожарный расчет. Краснодарское подразделение (СЧЭР) - первое в России, работает уже более шести лет.
О том, как проходит обычный день спасателей отряда, узнала корреспондент «КИ».
»

Прибыть к пожару за 10 минут

На дежурство бойцы заступают в 8.00, поэтому и добираться до специализированной части просто: дороги свободны, а июльский воздух пробудившегося города еще наполнен свежестью. Сама часть расположена в промышленном квартале, причем со стороны улицы Селезнева она спрятана серым забором. Пара шагов, и неожиданно открывается асфальтовая площадка с современным зданием пожарного депо. Во дворе стоят в ряд четыре мотоцикла, а всего в части восемь единиц мототранспорта. Именно на них спасатели ежедневно патрулируют улицы.

- Эти двухколесные машины собраны московским заводом «Инновационные технологии спасения» на базе японского мотоцикла Honda VFR-1200, - рассказывает совсем еще молодой заместитель начальника части Индар Шхалахов, не так давно окончивший Ивановскую пожарно-спасательную академию. - На таком можно разогнаться до 300 километров, но правила движения в городе, естественно, соблюдаются.

Гарнизон создали экспериментально в августе 2010 года. Краснодар уже миллионный город. И все видят, какие по утрам на дорогах образуются заторы. А расчетное время прибытия пожарного автомобиля в любую часть города составляет 10 минут. В час пик мотоцикл оказался маневреннее, чем КамАЗ или ЗиЛ, и задача специализированного отряда - первыми прибыть на вызов, оказать помощь пострадавшим (эвакуировать) и подключиться к прибывшему пожарному подразделению.

Мой первый обывательский вопрос: чем оснащены мотоциклы? Ведь скорость скоростью, а на пожаре с пустыми руками нечего делать. По бокам машины размещены металлические кофры (в одном лежат маски для дыхательных аппаратов, в другом - фишки и ленты для ограждения), впереди выведены рамы для огнетушителей (умещаются два баллона на 10 литров воды). С таким вооружением можно погасить возгорание автомобиля на начальном этапе или тлеющий мусор. При дорожных авариях нередко разливается топливо, и в этих случаях баллоном смывают расползшееся пятно горючего к обочине. За спиной седока пристегнуты гидравлические ножницы для резки металла. Даже слегка оторвав их от пола, понимаю, какая нужна сила. В итоге вес мотоцикла со всем оборудованием достигает полтонны, а габаритная ширина увеличилась. Поэтому в плотном междурядье мотоциклу уже тесновато, зато он способен объехать затор по обочинам и переулкам - бордюры, рельеф, раскисшие грунтовые дороги ему не страшны.

А еще, как отмечают в разговоре спасатели, мотоцикл экономичен, поглощает топлива в десятки раз меньше, чем пожарные автоцистерны.

Помимо мототехники, в ангаре находятся пожарно-спасательный автомобиль с медицинским модулем, а также автокемпер «Кирасир» для перевозки мотоциклов и личного состава. Последний представляет собой дом на колесах: внутри два спальных места, кондиционер, биотуалет, раковина, холодильник, вытяжка. В таких условиях спасатели ездили на Сочинскую Олимпиаду и «Формулу-1». Еще есть квадроцикл с ранцевыми огнетушителями.

- Два года назад в районе поселка Прасковеевка под Геленджиком вспыхнул пожар. Как раз стояла сухая августовская жара. Вертолеты не всю территорию охватывают, в любом случае остаются тлеющие очаги огня, и квадроцикл в таких случаях идеальный транспорт, - поясняет Индар.

Первые на ДТП

В караул обычно заступает пять человек: трое мотоциклистов, водитель пожарно-спасательного автомобиля и фельдшер. Все они одна команда - настолько сработались, что дежурят одним составом. Руководитель субботней смены Александр Якоб, можно сказать, старожил - устроился в часть, когда та только формировалась. Высокий, крупный, с коротко стриженными волосами, он неторопливо заполняет журнал учета занятий личного состава. Из-под рукава его синей футболки на правой руке виднеется рисунок татуировки - былое свидетельство причастности к байк-движению.

- В свое время окончил педагогический факультет КубГУ, хотел пойти в армию, - признается Александр. - Но вот подвернулся случай: от друзей узнал, что готовится открытие специализированной части. Помню, как в первый день мы выехали на патрулирование улиц в разные концы города - тогда это были 8 мотоциклов БМВ. Обошлось без происшествий, но зато куча впечатлений: люди очень удивлялись, спрашивали, что это такое.

- А сейчас как приходится работать? - спрашиваю я.

- Чаще всего выезжаем на ДТП, - продолжает пожарный. - В летний период идет нагрузка на электроподстанции и проводку, загораются моторные отсеки у автомобилей. К примеру, в прошлую смену нас дважды вызывали на тушение автомобиля. Кстати, ложных вызовов тоже хватает.

Его напарник Виталий работает здесь с 2012 года, до этого служил в пожарном отряде Северского района по охране Афипского нефтеперерабатывающего завода. Тогда отряд числился в федеральной противопожарной службе, но впоследствии его перевели на частные рельсы, и молодой человек ушел в мотопатруль.

- Опыт езды на мотоциклах был. Хотя пришлось привыкать к управлению данного мотоцикла, все-таки он оснащен дополнительным оборудованием, - признает Виталий. - Бывало, что и падали: то штаниной зацепишь кофр, или кто-то подрезал на дороге. Поэтому продумана специальная экипировка - мотоциклетные боты с металлическими вставками, шлем, «черепаха» - для защиты грудной клетки и спины.

Для спасателей разработаны 4 маршрута постоянного патрулирования, которые обкатаны по местам более частого возникновения пожаров и дорожно-транспортных происшествий. Это участок от улицы Северной до Седина в сторону Садовой, улицы Тургенева в сторону Дзержинского, есть маршрут в районах Комсомольского и улицы Ставропольской.

Страшно, когда гибнут люди

Журналисты - народ специфичный. В одном из рассказов Чехов едко обрисовал газетчика, заглянувшего к своему приятелю со словами: «Едем! В Выборгской покушение на убийство, строк на тридцать!» Так и я, оказавшись в стенах специализированной части, поймала себя на мысли, мол, если бы где-нибудь загорелся склад или на худой конец чуть задымился, вот был бы репортаж! К счастью, день прошел спокойно.

…В дежурке приглушенно «трещит» рация - даже в субботу в городе что-то случается, и пожарные расчеты постоянно в разъездах. В 13.30 диспетчер дает первое сообщение о возгорании на Рашпилевской. Задымился сарай в частном дворе. Следует команда прибыть на место. Увы, выехать вместе со спасателями мне не удалось (выезжали без сопровождения автомобиля с медицинским модулем), но зато я стала свидетелем их быстрых сборов. Действительно, с момента сигнала тревоги до выезда двух мотоциклов из гаража проходит меньше минуты. Сказываются обязательные нормативы, которые сдают пожарные. Чтобы получить оценку «отлично», необходимо надеть снаряжение и обмундирование за 21 секунду, при этом куртка должна быть застегнута на все пуговицы.

Огонь в постройке на улице Рашпилевской потушили бойцы центрального подразделения. Из переговоров диспетчеров по рации слышу, как прибывшим на место мотоциклистам дали отбой.

Примерно в 14.40 новый вызов - на улицу Тургенева - и снова нежилое помещение. Выехавших мотоциклистов на полпути диспетчеры развернули назад - возгорание потушили основными силами.

Смена работает по графику: сутки через трое. Конечно, не всякий раз случаются такие крупные пожары, как в 6-этажном жилом доме на Прокофьева (в ту февральскую ночь караул Александра находился в резерве), но спасатели намного чаще имеют дело с трагедиями, доходящими до нас уже в виде сухих сводок о происшествиях.

- Для нас тяжелым моментом оказалось ДТП на улице Школьной, - не сговариваясь между собой, говорят пожарные. - Трое ребят лет десяти возвращались из школы и при переходе через дорогу, увидев маршрутку, решили перебежать. Как я понял, они мчались даже не на зеленый свет светофора. Двое малышей успели, а третьего мальчика сбил водитель грузовика. Мы прибыли первыми, но было тяжело, особенно когда к месту приехали родители: ребенок только что звонил маме, а через минуту эта трагедия. Такие моменты откладываются в памяти на всю жизнь. Конечно, можно вкалывать на пожарах на пределе сил, физически устаешь, но это ерунда по сравнению с гибелью людей.

Это признание красноречивее всяких слов иллюстрирует все напряжение работы в МЧС. Пожар или авария - счет всегда идет на секунды, особенно когда на кону стоят человеческие жизни. И дежурство без тяжелых происшествий - самые редкие и ценные часы в этой гонке на дорогах.

Анна Юркова

Дата: 08.08.2017