Топ 5 новостей

Наша сеть за Полярным кругом

«Магнит» открыл первый распределительный центр в Мурманской области.

Метро над землей

На стратегическом совете обсудили, реален ли проект канатной дороги

А теперь - везде!

Трамваи, троллейбусы и автобусы Краснодара переведены на обслуживание новыми платежными терминалами для бесконтактной оплаты прое...

Производство на подъеме

Индекс промышленного производства Кубани в 2017 году вырос на 3,1%.

Вместо подземки - канатка?

Запустят ли в Краснодаре канатное метро? Мэр города Евгений Первышов считает, что это вполне возможно, если только предложенный п...



Архив газеты

Политика

Виктор Чернявский: считаем, что нужно уходить от социального иждивенчества
Фото: Мы делаем ставку на практическое обучение

Виктор Чернявский: считаем, что нужно уходить от социального иждивенчества

«Председатель комитета ЗСК по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи Виктор Чернявский провел брифинг, рассказав журналистам, чем станет заниматься его комитет в ближайшие пять лет. В заинтересованном разговоре участвовали и члены экспертно-консультативного совета. Они тоже внесли свои предложения в план работы комитета. »

Опыт, энергия, инициатива

Вначале Виктор Чернявский представил свою команду. В шестом депутатском созыве заместителем председателя комитета избран Александр Анатольевич Звягин, депутат ЗСК четырех созывов. Он - офицер с высшим специальным образованием, инженер по эксплуатации радиотехнических средств, окончил Российскую академию госслужбы при Президенте РФ по специальности «государственное муниципальное управление», кандидат экономических наук. По линии партии «Единая Россия» ведет проект «Детские сады - детям». Секретарь комитета - Юлия Сергеевна Алешкевич. В кубанский парламент избрана второй раз, была депутатом городской Думы Краснодара. В прошлом созыве ЗСК работала заместителем председателя комитета по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма, занималась вопросами оздоровления детей. В профессиональной карьере был этап, когда она работала преподавателем. Юлия Сергеевна - кандидат технических наук, а еще она - многодетная мама, воспитывает троих детей. Региональный координатор партийного проекта «России важен каждый ребенок».

Сергей Николаевич Ярышев - депутат четырех созывов ЗСК, три созыва работал в комитете по вопросам образования, науки и делам семьи. Заведовал кафедрой международного морского права в Морской академии им. Ф.Ф Ушакова. Кандидат юридических наук. Автор общественной организации «Родители против наркотиков», которая ориентирована на привлечение детей и молодежи к занятиям физкультурой и спортом.

Александр Юрьевич Хараман - руководитель крупного хозяйства «Знамя Ленина» в Щербиновском районе. В хозяйстве создает рабочие места для школьников - с трудовыми книжками и зарплатой. На каникулах школьная производственная бригада участвует в сборе фруктов и овощей. Он - автор проекта «Физкультура и спорт». Занимается благотворительностью, выделяет средства на строительство детских и спортивных площадок, координирует партийный проект «Дом садовода - опора семьи».

- Программа действий у нас большая, - отметил Виктор Чернявский, - остались вопросы с прошлого созыва, которые рассмотрим до конца этого года. Решения по одному из них - о внедрении практико-ориентированных технологий подготовки квалифицированных кадров на примере Армавирского индустриально-строительного техникума - было принято на октябрьской сессии ЗСК. В постановлении мы отразили положительные стороны и векторы развития, над которыми нужно работать региональной системе профессионального образования. На ближайшее планерное совещание ЗСК готовим вопрос о развитии системы проф-образования. А на декабрьскую сессию вынесем постановление о развитии трудового воспитания в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

Планируем заслушать и министерство культуры о состоянии развития отрасли в крае: хотим посмотреть, как реализуются мероприятия программы по поддержке муниципальных учреждений. Это тоже зона нашего контроля.

Многодетная семья должна быть самодостаточной

В крае в последние годы улучшилась демографическая ситуация. По статистике, если в 2006 году родилось 53 тысячи 400 детей, в 2011-м - 64 тысячи, то в 2016 году - 74 тысячи. Причем 74 тысячи в последние три года - стабильный показатель. Если в 2006 году разница между рождаемостью и смертностью составляла минус 21 тысяча, то в последние четыре года этот показатель - со знаком плюс.

Стабилизируется ситуация в семье: появилась экономическая независимость, возможность строить планы на будущее. Пять лет назад в крае было 30 тысяч многодетных семей, на конец 2016 года - 61, а на середину 2017-го - около 65 тысяч.

Ряд мер определен краевым законом о социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае. Им установлен размер краевого материнского капитала на третьего ребенка (115 тыс. руб.), определены меры по обеспечению бесплатными земельными участками семей, имеющих троих и более детей.

Вместо интернатов - приемные семьи

За последние пять лет в крае произошел перелом: от интернатов, в которых сегодня находится около 150 ребят (а было более 3000), мы перешли к семейному устройству. Большинство детей - сирот и оставшихся без попечения родителей - воспитываются в приемных семьях или под опекой. Если семьи берут ребенка-инвалида, то для них предусмотрены дополнительные меры господдержки.

Да, наша страна - социальное государство, и власть должна заботиться о тех, кому не хватает средств на нормальную жизнь. Однако сегодня в крае 1,5 миллиона человек - льготники. Выплачивается 82 вида пособий на сумму 27 млрд рублей из краевого бюджета. При этом есть и такая статистика: из этих денег 9 млрд рублей край направляет на содержание домов престарелых и детей-сирот (очень часто это старики при живых детях или дети-сироты при живых родителях). При этом 4 млрд рублей идет на медицинское страхование неработающего населения. Это люди, которые официально нигде не трудятся и не платят налоги, а медпомощь получают. Эти деньги можно было направить на меры господдержки и на другие важные цели. Это говорю к тому, что у нас семейная политика, к большому сожалению, часто сводится к выплате социальных пособий. Считаем, что сегодня нужно говорить о социальной поддержке иначе: это система мер предоставления гражданам равных возможностей, в том числе тем, у кого ограниченные возможности здоровья.

О чем идет речь? Первое: это равные возможности на качество образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Это система коррекционных учреждений, открытие логопедических групп и др. Внимание к таким детям ослабло, однако ребят с ограниченными возможностями здоровья меньше не стало, в том числе со сложными диагнозами, например, аутизмом, синдромом Дауна и т.д. И родители иной раз не знают, куда обратиться. Недавно в Славянске-на-Кубани был открыт центр по работе с такими детьми. А стало это возможным благодаря родителям, которые пытаются помочь своим детям. Власть должна тоже помогать им учиться, получить профессию, развиваться.

Сегодня проблемы таких детей находятся на стыке образования, медицины, некоторых других областей. А ребенку это же непонятно, поэтому мы должны искать возможность помогать им комплексно, чтобы они могли жить полноценно.

Есть поручения председателя правительства Дмитрия Медведева о том, что ряд социальных услуг нужно передавать социально ориентированным организациям.

Такими детьми, например, успешно занимается краснодарская ИНВА-студия: подобные учреждения, не прикрепленные к штатному расписанию, каким-то стандартам, имеющие не столь напряженный график работы, могли бы подходить к таким детям индивидуально. Но, к сожалению, подобных организаций, добросовестно занимающихся этой деятельностью, не так много, как хотелось бы. И наша задача - разобраться, кто действительно способен этим заниматься.

Право на труд - каждому

Равные возможности - это в том числе и равные возможности в выборе работы. Мы продолжим квотирование рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Такой закон есть, и мы будет отслеживать его действие, в том числе и при подготовке специалистов в техникумах. Молодые люди с ограниченными возможностями здоровья должны иметь возможность приобрести ремесло, состояться в жизни.

При этом мы считаем, что нужно уходить от социального иждивенчества. У нас была встреча с многодетными семьями, и один папа задал вопрос: а не пора ли при поступлении в вуз предоставлять льготу ребенку из многодетной семьи? Я с этим не согласен: если ребенок из многодетной семьи в силу жизненных обстоятельств не получил образования, то мы могли бы подтянуть уровень его знаний на подготовительных курсах, чтобы он мог поступать на равных с другими абитуриентами. Что от того, что ребенок поступит по квоте в медицинский институт, а потом, не справляясь с программой, мучает себя, преподавателей, становится неквалифицированным специалистом? Тем более что поступить сегодня не проблема. По информации министра образования РФ, на 100 выпускников школ приходится в вузах 57 бюджетных мест.

Я убежден: мы не должны оказывать помощь по статусу многодетности. Априори многодетная семья не должна считаться ущербной, при этом к каждой надо подходить индивидуально, и это самое важное.

На наш взгляд, сегодня нуждается в изучении вопрос поддержки семьи с первым ребенком: статистика показывает, что сегодня первый ребенок появляется, когда родителям уже под тридцать. Почему так происходит? Вероятно, в силу позднего обретения родителями экономической самостоятельности, нормального места работы и, что очень важно, жилья.

Мы намерены с комитетом по делам молодежи вернуться к нашему опыту строительства молодежных домов. Несколько лет назад 120 молодых семей - участников этой программы - приобрели квартиры в новом доме для молодежи: это сделано за заработанные ими деньги, но при контроле власти за ценой, сроками строительства, за качеством жилья, с удобной рассрочкой платежа и под выгодный процент кредита. Напомним, что краем порядка 7000 квартир построено для детей-сирот, а значит, строить жилье для молодых можно и в рамках такой отработанной модели. Считаем, надо особо не увлекаться квартирами, а предоставлять жилье на земле, прежде всего в сельской местности. Такие коттеджи строятся в Каневском районе: у молодых семей появляется возможность заниматься подсобным хозяйством, обеспечивать себя.

Еще одна актуальная тема - развитие системы ЭКО для тех родителей, которые хотят иметь детей, но по состоянию здоровья не имеют такой возможности.

И конечно, очень важным в становлении молодого человека остается вопрос профориентации. Молодые люди должны быть информированы о востребованности тех или иных специальностей.

На образование - 55 миллиардов

Что касается образования, то к шестому созыву краевое законодательство по нему практически сформировалось. И стоит задача его шлифовки, правоприменения, мониторинга исполнения.

- Я возглавляю партийный проект «Единой России» «Модернизация образования», и должен сказать, что за годы действия и этого проекта, и нашей краевой программы многого удалось добиться, - сказал председатель комитета.

Сегодня система образования серьезно финансируется: из 220-миллиардного бюджета в этом году 55 млрд рублей -

это расходы на образование. При этом на каждого ребенка выделяется норматив финансирования, в этом году это 26 тысяч на ученика городской школы, 40 тысяч - на ученика сельской школы и 95 тысяч - на ученика малокомплектной сельской школы. Если брать школьное образование, то материальная база за минувшие 10 лет серьезно улучшилась. Программы по обновлению пищеблоков, приобретения школьных автобусов, капитальных ремонтов спортивных залов с обустройством душевых и раздевалок сделали свое дело.

Начинаем обновлять парк школьных автобусов, отслуживших свой срок. Проблемой сельских школ было отсутствие в зданиях теплых туалетов - сегодня она в целом решена. Что касается учебников, то я провел 100 встреч во время избирательной кампании, на каждой спрашивал об этом жителей, и никто не пожаловался на то, что их дети обделены учебниками.

Сохранить школу на селе

Но главное, что нам, на мой взгляд, удалось сделать, - это сохранить школу. Ведь были же такие реформаторские попытки: провести оптимизацию учебных заведений, укрупнить, а по сути - закрыть малокомплектные школы. Тогда была заявлена позиция депутатского корпуса, которую поддержал губернатор: если школа одна на селе, она не может быть закрыта; если это школа средняя, то не может быть реорганизована. У нас на учете все школы, так или иначе попавшие под реорганизацию: это более 100 школ, 40 из которых - здания, возвращенные под детские сады. Мы не намерены ослаблять контроль над этим вопросом, так как востребованность школьных мест сегодня сохраняется. Взять для примера темиргоевскую школу в Курганинском районе. Весь учебный процесс сконцентрировали в центре, а школу на окраине, в которой училось несколько поколений, закрыли. На местной сессии депутатами было принято решение возродить эту школу, и сегодня, с некоторыми усилиями, процесс этот идет. С просьбой возродить школу на хуторе Тиховском обратились родители из Красноармейского района, и мы вместе с министерством образования, науки и молодежной политики края этим вопросом будем заниматься. Есть и другие примеры.

Еще одна проблема - обу-чение во вторую смену. Как можно этого избежать? Во-первых, путем поддержки частных школ: мы первыми в России установили норматив финансирования на общее образование в частных школах на уровне муниципальных. И хотя число частных школ пока не растет, они остаются одним из наших ресурсов. Второе: использование возможностей вузов, например, навигацкой школы при Морской академии им. адмирала Федора Ушакова. Однако мы сегодня не можем финансировать вузы - так определил федеральный закон. Мы работаем с Министерством образования РФ, профильным Комитетом Госдумы РФ о внесении корректировок в действующие законы. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас были профильные школы и профильные классы, в том числе инженерного, педагогического, медицинского и других направлений.

В 2016 году родилось 74 тысячи детей, через 7 лет они придут в школу. При этом ежегодное увеличение числа учащихся в школах составит более 13,8 тыс. человек, и к 2021 году число школьников составит 675 тысяч человек. Но это базовый прогноз. Если же говорить о высоком прогнозе, с учетом миграции, то это плюс 21 тысяча детей ежегодно. И в 2021 году будет 690 тысяч учеников (сегодня более 630 тыс. школьников). Из них во вторую смену занимаются 22%. А это означает, что нужно заниматься строительством новых школ. Мы намерены подключиться к этой работе в части контроля за резервированием земель, подготовки и качества проектной документации, использования типовых проектов школ. Как вы понимаете, сегодня нет таких денег, чтобы строить школы по эксклюзивным проектам.

Чему и как учить сегодня

Но основной задачей все-таки остается содержание образования, то, чему и как мы учим наших детей. На какие направления, мы считаем, следует обратить особое внимание? Первое - это русский язык и литература. Мы намерены следить за тем, чтобы число часов, выделенных на изучение русского языка, не сокращалось. Вместе с краевым министерством образования мы намерены ориентировать родителей на то, что читать их детям. Есть прекрасный российский проект «Сто книг для школьника», и мы хотим, чтобы он был известен и ребятам, и учителям, и, что тоже важно, библиотекарям. А еще мы хотим инициировать составления списков рекомендуемых произведений местных литераторов и кинематографистов: «Кубанская библиотека» и «Кубанская фильмотека».

Еще один не менее важный предмет для процесса формирования молодого человека - история. Это наши корни. Сегодня, к сожалению, есть немало желающих пересмотреть роль России и в победе в Великой Отечественной войне, и в других мировых событиях. Хотим создать на базе истфака КубГУ дискуссионную площадку, объединяющую историков всего края, по типу знаменитого ОЛИКО - Общества любителей изучения Кубанской области.

Мы много говорим о патриотизме: да, это очень разноплановое понятие, включающее много составных моментов. Но я хотел бы обратить особое внимание на патриотизм созидания. Трудиться, строить, создавать что-то новое и полезное, оставить после себя след - мне кажется, вот главные критерии патриотизма. Но этому тоже надо учить.

Однако сегодня, говоря о воспитании подрастающего поколения, часто забываем о трудовом обучении. А воспитывая казачью молодежь, забываем сказать ей о том, что казак - это не только воин, но и труженик. Несколько лет назад на фракции партии «Единая Россия» мы рассматривали вопрос о трудовом воспитании, в первую очередь - юношей. Речь шла о том, чтобы вернуть мастерские в школы, в этом и система дополнительного образования могла бы принять участие. Это, кстати, могло бы быть и взаимодействие с лучшими образцами фермерского и личного подсобного хозяйства.

Здесь мы видим и большую роль родителей. На одном из районных родительских собраний я задал вопрос: когда у вашего ребенка день рождения, что вы ему купите в подарок: мобильник или швейную машинку? Родители затруднились с ответом, они не знают, что швейная машинка или инструменты стоят дешевле телефона. А ведь в соревнованиях на лучшего среди рабочих специальностей самая большая очередь выстраивалась из желающих забить гвоздь или завинтить шуруп. Это значит, что дома им такого не хватает, а ребятам это интересно. И конечно, завтрашний домохозяин, управитель семьи должен уметь делать элементарную мужскую работу.

И шведский стол в школе

Какие еще проблемы ставились избирателями в ходе предвыборной кампании?

Школьное питание. К этому вопросу, я считаю, тоже должны подключиться родители. Мне понравилась, как это делают в Краснодаре: в начале учебного года на родительском собрании родители могут сами увидеть и попробовать, чем будут кормить в школе их детей. Очень интересной мне кажется и идея шведского стола, когда дети смогут выбирать полноценную еду из двух-трех вариантов. Мы за горячее разнообразное питание в школе, но и родители должны понимать: 50 - 70 рублей на питание в день - это их обязанность.

Еще один вопрос, который интересовал избирателей, - репетиторство. Согласно закону каждый человек может заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, к которой относится и репетиторство, причем лицензируется оно при определенных условиях. Но родители рассказывают о случаях, когда учителя намекают о необходимости для ребенка дополнительных занятий - за деньги, разумеется. Как это должно происходить? Да так, как определено в краевом законе: такие занятия не могут проходить на площадке школы и должны действительно давать дополнительные знания, а не быть дублированием школьной программы. Мы намерены промониторить этот процесс и понять, какой занимательной математикой занимается ребенок на этих занятиях. Не тем ли, что он недоучил на уроке?

Намерены включиться в обсуждение предлагаемой Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре проблемы законодательного обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вы знаете, что Владимир Андреевич Бекетов перешел на работу в Совет Федерации в Комитет по науке, образованию, культуре - у нас в его лице есть хороший партнер, коллега, подпитывающий комитет очень интересной проблематикой.

Что касается дополнительного образования, то это сфера районного уровня. Тем не менее на региональном уровне мы будем все-таки вести краевые учреждения дополнительного образования, такие как эколого-научный центр, станцию юных техников - они должны быть лидерами на этих направлениях.

Мы также намерены в рамках сетевого взаимодействия позаниматься вопросом внедрения государственного сертификата на то или иное кружковое занятие. Ребенок должен иметь возможность бесплатно посещать кружки по интересам в учреждении любого ведомства.

В то время, когда я работал в школе, у нас это называлось общеразвивающими занятиями. С 7-го по 11-й класс ребенок в обязательном порядке выбирал тот развивающий предмет, который ему нравится. Кстати, комитет Госдумы провел заседание круглого стола по теме развития системы дополнительного образования детей через интеграцию с другими формами и уровнями дополнительного образования.

Что касается системы среднего профобразования, то здесь мы делаем ставку на практическое обучение: больше половины учебных часов должны быть подчинены обучению практическим навыкам и умениям. Это и вопросы целевого обучения, трудоустройства, развития ресурсных центров, создания на них новых площадок, где можно будет не только учиться, но и подрабатывать. Это и укрепление социального партнерства с работодателями, и практика целевой подготовки специалистов, позволяющая работодателю сопровождать ребят в образовательном процессе, обеспечить студентам прохождение практики на производстве и трудоустройство после завершения обучения.

Мы намерены посмотреть, почему у нас строй-отряды не создаются, скажем, из числа ребят-каменщиков или отделочников. Вместе с региональным министерством образования хотели бы реализовать свой проект WorldSkills по овладению и популяризации рабочих специальностей. Хотим, чтобы после проведенных соревнований не разбирались построенные сооружения, оборудование, созданное руками молодых, а оставалось и использовалось по назначению. Можно создать и фирменный магазин продукции, сделанной руками молодых специалистов.

Что касается высшей школы, то здесь больше интересует инновационная внедренческая деятельность вузов. Наши вузы имеют много патентов, много наработок, но внедряют их плохо. Поэтому вместе с комитетом по вопросам промышленности, инвестиций, предпринимательства, финансовым рынкам, внешнеэкономической деятельности и связи намерены создать площадку, на которой бы эти патенты, эти ноу-хау были бы размещены - чтобы легче было найти тех, кого они интересуют.

Нужен отраслевой заказ на подготовку кадров, он должен быть от сообщества работодателей. И конечно, вопросы проведения производственной практики: практика должна подвести к месту будущей работы.

Беспокоит нас и институт кураторов в вузах: их функции сегодня чисто номинальные, и мы намерены над этим работать.

Не только концерты и фестивали

Культура - новое направление в повестке нашего комитета, поэтому мы сейчас в процессе изучения законодательства, тех направлений, по которым будем работать. Отрасль эта на Кубани видная, там сделано очень много, однако и в ней есть свои вопросы. У нас по законодательству культурные учреждения находятся на базе поселений, а денег у них частенько мало. И мы хотели бы посмотреть роль районных управлений культуры: насколько они методически помогают сельским домам культуры и клубам заниматься культурой. Потому что в нашем понимании культура - не только концертная деятельность, но это и развитие и поддержка народных промыслов, выпуск сувенирной продукции. Это и разработка экскурсионных маршрутов по краю, и работа с наружной рекламой. Ведь можно проехать на машине по всему Краснодарскому краю в Крым и увидеть, что у нас только диваны продаются, при этом нет информации о том, где можно с пользой провести время, отдохнуть, посетить исторические места, музеи и парки, ярких впечатлений от которых на всю жизнь хватит.

Будем смотреть и библиотеки. К сожалению, сегодня школьные библиотеки зачастую пустуют, а они должны стать площадками для проведения конкурсов чтецов, театральных постановок, интеллектуальных боев. Мне импонирует создание на их базе интеллект-центров, которые увидел недавно в одном из регионов.

Журналисты поинтересовались проблемами, связанными с поборами в школах. На что Виктор Васильевич ответил, что закрывать глаза на такие факты, если они есть, комитет не будет. По официальному письму от родителей готов выехать на место разобраться в ситуации.

Что касается сбора средств на нужды школы, то, если родители сами решили обновить в классе шторы или мебель, то ни учитель, ни директор к этому не должны иметь никакого отношения.

Члены экспертно-консультационного совета также предложили заняться проблемами коррекционных школ, трудового образования, логопедических групп, а также на базе педагогических колледжей организовать курсы повышения квалификации для учителей.

 Марина Аванесова
Фото Петра Янеля

Дата: 13.11.2017 22:36:00