Топ 5 новостей

Наша сеть за Полярным кругом

«Магнит» открыл первый распределительный центр в Мурманской области.

Метро над землей

На стратегическом совете обсудили, реален ли проект канатной дороги

А теперь - везде!

Трамваи, троллейбусы и автобусы Краснодара переведены на обслуживание новыми платежными терминалами для бесконтактной оплаты прое...

Производство на подъеме

Индекс промышленного производства Кубани в 2017 году вырос на 3,1%.

Вместо подземки - канатка?

Запустят ли в Краснодаре канатное метро? Мэр города Евгений Первышов считает, что это вполне возможно, если только предложенный п...



Архив газеты

Политика

Не крайних искать,  а программы выполнять
Фото: Нужен эффективный механизм исполнения госпрограмм

Не крайних искать, а программы выполнять

«Как идет исполнение государственных краевых программ? Что стало «камнями преткновения» в этой работе? Об этом шла речь на планерном совещании в кубанском парламенте, которое провел председатель ЗСК Юрий Бурлачко. »

Социалка в приоритете

С информацией о ходе исполнения государственных программ региона по итогам 9 месяцев этого года выступил краевой министр экономики Александр Руппель.

Средства краевого бюджета несколько лет осваиваются в основном программно-целевым методом. Всего в 2017 году утверждено 26 госпрограмм, доля расходов на их реализацию составляет 95 процентов. Объем средств федерального и краевого бюджетов на эти цели предусмотрен в сумме 209 млрд рублей. Приоритетом по-прежнему остается социальная сфера, на ее финансирование предусмотрено более 150 млрд рублей, или 72% от всех утвержденных бюджетных расходов. Выполнение бюджетных программных назначений за счет средств федерального и краевого бюджетов по состоянию на конец октября обеспечено на 74 процента.

 Что же конкретно сделано и делается в крае по исполнению госпрограмм? Вот лишь несколько примеров. В рамках государственной программы по развитию образования возводят три пристройки к детским садам, завершен капитальный ремонт 24 общеобразовательных школ, что позволило создать более 2000 новых учебных мест. Приобретено 113 школьных автобусов, еще 19 получено за счет благотворительной помощи. Ведется строительство 17 офисов врача общей практики, из которых 15 будут завершены в этом году. Для занятий физкультурой и спортом в 19 муниципалитетах завершается строительство многофункциональных спортплощадок. Еще 9 таких сооружений строятся в сельской местности, из них 4 уже введены в эксплуатацию. В этом году осуществляется и новое направление: 8 малобюджетных спортзалов шаговой доступности, введен в эксплуатацию спортивный центр с универсальным игровым залом в Краснодаре (его строительство началось в 2012 году).

 Немало делается в крае и для решения жилищных проблем. В частности, обеспечены жильем 204 ребенка-сироты: пока это 36% от плана, но к концу года его обещают выполнить. Социальные выплаты на приобретение жилья предоставлены 319 молодым семьям, переселено 716 человек из 282 аварийных жилых помещений. Программа по переселению из аварийных жилых домов выполнена полностью.

 До конца года планируется построить почти 195 км газопроводов, в том числе 70 километров газораспределительных сетей. Уже завершено строительство 35 объектов общей протяженностью 109 километров, в высокой степени готовности еще 12 объектов.

Было отмечено, что в основном программы исполняются по графику. Есть такие, где процент освоения средств пока низкий, но их исполнение не вызывает сомнения; есть же программы, где низкий процент исполнения становится предметом беспокойства. Это объясняется как объективными причинами (изменение федерального законодательства, его несовершенство в части проведения госзакупок), так и субъективными (низкое качество подготовки конкурсной документации на муниципальном уровне, затянутые сроки подготовки порядков предоставления субсидий, недобросовестные поставщики услуг).

- Перед тем, как размещается документация, смотрим на типовые ошибки, - пояснил Александр Руппель, - стараемся их предотвратить. Изменения по проведению торгов нужны и в законодательной базе на федеральном уровне, и парламентариям стоит выйти с такой инициативой.

 Дороги - без дураков

- Что у нас происходит с дорогами? - спросил первый заместитель председателя ЗСК, председатель комитета по вопросам информационной политики Николай Гриценко. - Медленно и уверенно проблема дорог, судя по обращению граждан и юридических лиц, выходит на первые позиции. Было время, когда не могли строить из-за нехватки денег, сейчас деньги есть, но мы видим, что они не осваиваются. Как долго мы еще будем цитировать Николая Васильевича Гоголя по поводу российских дорог? Что нужно, чтобы изменить ситуацию и не доводить состояние дорог до такой степени, что и капремонт не спасает положения?

План и подготовка качественной документации - это, по словам Александра Руппеля, два краеугольных камня, на которых зиждется успех ремонта дорог. А подрядчик должен быть проверенным - свою квалификацию подтвердить 8 -10 качественно выполненными объектами. У нас же зачастую контракты заключаются с третьего, четвертого, а то и пятого раза. А только одна такая процедура в среднем занимает сорок дней, и так каждый раз. Что нужно делать? Работать с заказчиками, обучать их правильной подготовке документации к процедуре торгов, особенно это касается ремонта дорог поселенческого уровня, в станицах.

- Я считаю более эффективным передать эти полномочия на уровень районного центра - туда, где есть более квалифицированные специалисты, - сказал Александр Руппель.

Николай Гриценко порекомендовал внести предложение на этот счет в ЗСК.

Александр Руппель пояснил, что сейчас правовое управление решает, нужны ли изменения в федеральном законодательстве или возможны его корректировки на краевом уровне.

Заместитель председателя ЗСК, председатель комитета по вопросам промышленности, инвестиций, предпринимательства, финансовым рынкам, внешнеэкономической деятельности и связи Сергей Алтухов сказал о том, что при выделении больших средств существует огромнейший риск их не освоить, в частности, такое в этом году возможно в краевом центре, где на дороги выделены миллиарды рублей. А на ремонт дорог в Новороссийске в этом году было выделено всего 56 млн рублей, то есть мы видим при выделении средств определенный перекос.

 - Думаю, нужно вместе с министерством транспорта и дорожного хозяйства проработать, вместе с нами на следующий год соразмерность трат на дороги, направляя средства на наиболее значимые, кричащие объекты. Это будет правильный подход, при котором дело сдвинется с мертвой точки, - сказал Сергей Алтухов. - Я предлагаю при выделении средств в следующем году создать, возможно при ЗСК, комиссию, которая посмотрела бы на все это с точки зрения потребности.

 Кто построит поликлиники?

 Сергей Алтухов также обратил внимание на нехватку поликлиник: шквал просьб и жалоб от граждан идет на этот счет. А у нас сегодня не предусмотрена программа по строительству поликлиник, хотя на здравоохранение край выделяет огромные средства. Было бы правильно и стратегически важно предусмотреть средства на их строительство. Потому что с поликлиниками, точнее с их нехваткой, край может получить ту же проблему, что и со школами. Уже сегодня некоторые из этих лечебных учреждений переполнены в 4-5 раз. И здесь надо вспомнить о механизме ГЧП, (государственно-частного партнерства), который сегодня, к сожалению, в крае буксует. Есть инвесторы, готовые зайти и построить 10 школ или столько же поликлиник, а мы предусмотрим их оплату, скажем в течение 10 лет, в госпрограммах края.

 - Давайте скоординируем эту проблему и будем ее решать. Привлекать более активно соинвесторов к строительству социальных объектов в рамках ГЧП, - сказал Сергей Алтухов.

Коллегу поддержал заместитель председателя комитета по вопросам социальной защиты населения и здравоохранению Николай Петропавловский. Он обратил внимание на то, что программы формируются на сновании данных госстатистики, в том числе и по развитию поликлиник. Однако численность населения краевого центра по официальным статистическим данным и в реальности отличается на сотни тысяч человек. Фактически сегодня в краевом центре проживает 1,3 млн жителей, хотя по статистической отчетности до миллиона наш мегаполис пока недотягивает. Это же касается и перспектив развития общественного транспорта, и дорожного хозяйства. Он предложил при планировании учитывать не статистические, а фактические данные о проживающих в том или ином населенном пункте. Это касается не только Краснодара, но и Новороссийска, Сочи и некоторых других городов. Там живет гораздо больше людей, чем числится официально - а ведь все программы формируются в расчете на душу населения.

 Кто виноват и что делать?

 Секретарь комитета по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике Эдуард Кузнецов обратил внимание на микрофинансирование субъектов малого и среднего предпринимательства. По его данным, большую часть предназначенных средств предприниматели еще не получили.

 Председатель комитета по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности, санаторно-курортного комплекса и туризма Александр Джеус заметил, что 300 миллионов, запланированных в программе по развитию курортов и туризма, которые выделены из федерального бюджета на глубоководный выпуск сточных вод в Анапе, вряд ли будут освоены в этом году. Он обратился к министерству с просьбой подключиться и помочь в решении этой проблемы.

А секретарь этого комитета Андрей Булдин обратил внимание на то, что только сейчас начинаются конкурсные процедуры по профильным программам этого комитета. И как муниципалитет сможет, скажем, очистить от камней склон курорта Лагонаки, если вот-вот выпадет снег? И таких примеров немало. Почему-то субсидии муниципалитетам на исполнение программ доводятся в последнюю очередь.

 Александр Руппель обещал изменить этот порядок: работа в этом направлении уже ведется.

По словам заместителя председателя комитета по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике Ивана Артеменко, основной проблемой остается несвоевременность принятия документов для реализации программ по таким направлениям, как поддержка предпринимательства, развитие семейных животноводческих ферм, деньги на них дали только в августе. А ведь люди на селе хотят работать в животноводстве, и очень рассчитывали получить их раньше.

И здесь, считает Иван Артеменко, недорабатывают координаторы программ в лице министерств и ведомств.

 - По поручению председателя ЗСК наш комитет уже начал работать над предложениями по внесению изменений в федеральный закон о проведении конкурсных процедур, - сказал Иван Артеменко, - и совместно с профильными комитетами,  правовым управлением, администрацией края мы эти инициативы проработаем и предложим на сессию для дальнейшего рассмотрения в Госдуме. Необходим понятный порядок для муниципальных образований, для подрядных организаций, которые участвуют в конкурсе на строительство или реконструкцию того или иного объекта. Комитет предлагает также до 15 ноября в профильных комитетах рассмотреть по всем программам, как идет ход исполнения, нужен ли дополнительный, как говорится, ручной режим, с тем чтобы выделенные бюджетные средства на этот год и с федерального, и из краевого бюджета были использованы.

Проблемы известны, отметил председатель ЗСК Юрий Бурлачко, но угроза неосвоения средств по некоторым программам очень настораживает.

- Главная задача сегодня - не крайних находить, а дело сделать, поэтому нужно наладить эффективный механизм реализации программ. Мы очень надеемся, что министерство экономики внесет предложения о том, как этого добиться, а комитеты ЗСК должны стать первыми помощниками, основными контролерами в этой работе, - подвел итог обсуждению спикер краевого парламента.

 Марина Аванесова
Фото Петра Янеля

Дата: 01.11.2017 20:08:00