Топ 5 новостей

Наша сеть за Полярным кругом

«Магнит» открыл первый распределительный центр в Мурманской области.

Метро над землей

На стратегическом совете обсудили, реален ли проект канатной дороги

А теперь - везде!

Трамваи, троллейбусы и автобусы Краснодара переведены на обслуживание новыми платежными терминалами для бесконтактной оплаты прое...

Производство на подъеме

Индекс промышленного производства Кубани в 2017 году вырос на 3,1%.

Вместо подземки - канатка?

Запустят ли в Краснодаре канатное метро? Мэр города Евгений Первышов считает, что это вполне возможно, если только предложенный п...



Архив газеты

Новости

Спорт у монитора

Спорт у монитора

«У киберспортсменов в руках вместо штанги джойстики и мыши»

Каждый из нас хоть раз убивал время с помощью компьютерных игр: стрелялок, гонок или экшенов с продуманным сюжетом. Но гейм-индустрия не стоит на месте: видеоигры давно перестали быть просто развлечением и стали настоящей спортивной дисциплиной.

Чемпион - не вставая с дивана

Не каждый человек в силу своих особенностей организма и проблем со здоровьем может заниматься привычными видами спорта. Однако существует необычная дисциплина, позволяющая любому пользователю при наличии компьютера или игровой приставки стать чемпионом не выходя из дома.

Киберспорт - это соревнования, которые проводятся среди игроков в видеоигры. С каждым годом чемпионаты по киберспорту становятся все более популярными, так как индустрия игр развивается с поразительной скоростью. Часть турниров устраивается в компьютерных клубах, другие же проходят в режиме онлайн, когда каждый игрок сражается за компьютером у себя дома. Неотъемлемая составляющая таких состязаний - зрелищность, так как современная графика достигла такого высокого уровня, что иногда с первого взгляда на монитор не ясно, это кадр из фильма или игры.

Во что они играют?

Популярных игр, по которым устраиваются турниры, не так много. Одно из основных требований к киберспортивным играм - преобладание мастерства над удачей. То есть победа должна доставаться игроку, который имеет навыки и стратегические способности, а случайности не должны определять исход матча. Еще одно обязательное условие - наличие равных возможностей для каждого участника. Обычно разработчики на самых ранних стадиях создания продукта решают, будет игра спортивной или только развлекательной.

Киберспортивных игр всего около двадцати - из миллионов существующих в мире. Самыми известными и излюбленными являются Counter-Strike (стрелялка), Starcraft (стратегия), Hearthstone (карты в цифровой форме). Отдельным жанром выделим MOBA-игры: расшифровка аббревиатуры в переводе звучит как «многопользовательская онлайновая боевая арена». MOBA определяют самыми популярными и занимательными: они простые и имеют неограниченный потенциал, то есть в эту игру можно играть постоянно, а не пройти за несколько дней и поставить пылиться на полку. Одна из самых первых и на данный момент лучших игр в этом жанре - League of Legends.

Как и в обычных видах спорта, в кибертурнирах всегда есть победитель или даже несколько - все зависит от того, одиночная это дисциплина или командная. В индивидуальных матчах участники сражаются между собой и выявляют победителя в «дуэли». Есть еще «личный зачет», где побеждает участник, набравший большое количество очков среди остальных игроков. В групповых играх же побеждает та команда, которая выполнит главные условия (захватит базу, «убьет» всю команду противников и т.д.).

Россия - в первых рядах

Удивительно, но был такой факт: Россия стала первой в мире страной, которая признала киберспорт как официальный вид спорта. Это произошло 25 июля 2001 года, правда, недолго геймеры радовались такому положению вещей: уже в 2006-м присвоенный статус был отменен. Только в прошлом году Министерство спорта РФ приняло решение вернуть кибердисциплину в страну и опубликовало официальный приказ. Сейчас кибер-спорт находится в том же разделе, что и все традиционные виды спорта: футбол, баскетбол, хоккей и др.

- Киберспорт в России сейчас активно развивается, - говорит Дмитрий Смит, президент Федерации компьютерного спорта России. - Российские спортсмены показывают отличные результаты на международных соревнованиях, у нас проводятся собственные чемпионаты. В этом году самый масштабный турнир - Кубок России по киберспорту - прошел в мае. Общий призовой фонд составил семь миллионов рублей. Попробовать свои силы на турнире смогли желающие из любых стран мира, единственным ограничением был возраст: 16+. За два последние года в Кубке России поучаствовало всего более 11 тысяч человек, а во Всероссийской киберспортивной студенческой лиге - более 3000 игроков из 91 вуза.

На данный момент киберспорт признали Китай, Южная Корея, Малайзия, США и многие другие страны. Особенно за продвижение этой дисциплины взялись восточные государства. Например, в Китае даже есть госпрограмма по развитию киберспорта. А корейцы настолько высоко оценили компьютерные соревнования, что приравняли их к шахматам и шашкам. США тоже считает нужным вкладывать силы и деньги в развитие нового вида спорта: их профессиональные кибер-спортсмены имеют право на бесплатное обучение и высокие стипендии.

В Краснодаре есть свои спортсмены, принимавшие участие в масштабных турнирах. Александр Щукин, студент факультета математики КубГУ, поделился своим опытом в таких состязаниях. «Я участвовал в отборочных турах Кубка России по Hearthstone. Это стратегическая карточная игра, в которую можно играть с телефона или компьютера, - поясняет Александр. - Призовой фонд этого соревнования составлял около 500 тысяч рублей. Мне не удалось побороться за главный приз, я проиграл в полуфинале, но только потому, что у меня был очень сильный соперник: он занял 2-е место на чемпионате мира». Данная карточная игра не входит в число азартных.

КиберКраснодар

В нашем городе даже проводятся домашние чемпионаты, победители которых отправляются уже на более серьезные состязания российского или даже мирового масштаба. Игорь Хатин, организатор кибертурниров в нашем городе, рассказал, как проходят такие соревнования.

- Количество участников полностью зависит от дисциплины, мы стараемся делать турниры только по играм, пользующимся большим спросом. В Краснодаре особо популярны Counter-Strike и FIFA (симулятор футбола), а совсем недавно завершился любительский турнир по World of Tanks (битвы на танках), - говорит Игорь. - Принимать участие можно только с 14 лет, но есть игры, на которые еще существуют возрастные ограничения 16+ или 18+. Записаться на соревнование может каждый: нужно просто зарегистрироваться на сайте. Кстати, чтобы принять участие в турнире, требующем личного присутствия игрока, нужно заплатить взнос, бесплатные чемпионаты проходят, как правило, только в режиме онлайн.

Дмитрий Смит рассказал, что в Краснодарском крае тоже есть известные киберспортсмены и киберкоманды: «Капитан Virtus.pro, одной из сильнейших в мире команд по Dota 2, Алексей Solo Березин из Новороссийска признан одним из лучших киберспортсменов в мире. А еще в этом году сборная команда Кубанского государственного университета заняла 2-е место в первом сезоне Всероссийской киберспортивной студенческой лиги».

Краснодарские спортсмены, с которыми я общалась, рассказали, что для участия в соревнованиях по киберспорту не нужно ничего, кроме желания и серьезного отношения к тому, чем занимаешься. «Я никогда не хотел играть ради того, чтобы просто пройти игру, - говорит Александр Щукин. - Мне хотелось побеждать и становиться лучше. Видимо, поэтому киберспорт и признали на мировом уровне - в нем, как и в большом спорте, присутствует прямая зависимость между потраченным временем на тренировки и твоими результатами».

Донат, но не пончик

В основном все кибер-спортивные игры бесплатны - их можно просто скачать из интернета или приобрести в магазине, заплатив единожды, если хочется иметь лицензионную версию, и больше никогда ничего не вкладывать в эту игру. Однако некоторые киберспортсмены любят выделяться среди остальных игроков и в короткие сроки максимально прокачивать свое мастерство игры. Это делается с помощью «доната» (от английского «donut» - пончик).

«Донат» в онлайн-играх - это покупка игроком за настоящие деньги каких-нибудь дополнительных функций. В игры «донатят» те люди, у которых не хватает терпения самостоятельно развиваться во вселенной игры. Или просто достаточно денег, чтобы побаловать себя виртуальными подарками. Однако не все считают, что без доната не выйдет стать чемпионом.

- Игры, которые позиционируют себя как киберспортивные, не содержат влияющего на игровой баланс доната, - рассказывает Артур Даниелян, менеджер ресторана и победитель краснодарского турнира по CS:GO за 2016 год. - Донат, конечно, есть, но без него можно легко обходиться. В DOTA, например, «задонатить» можно только во внешний вид героя или поменять звуки в игре. Преимущества перед другими это не даст. А вообще, секрет успешных киберспортсменов в том, что они сутками проводят время за игрой, изучают ее, совершенствуют свои умения, а не бездумно вкладывают туда деньги.

Еще донатом в мире видеоигр называется денежное пожертвование, которое профессиональные игроки получают от своей преданной аудитории. Так называемые стримеры - люди, которые играют перед камерой и транслируют это в интернет многомиллионной аудитории, - получают за день такие суммы, которые обычный человек зарабатывает за несколько месяцев работы без выходных. Стать стримером может каждый, у меня тоже был небольшой опыт в этой сфере. Чтобы попробовать, нужно скачать специальную программу, зарегистрироваться на специальном сайте - и можно смело начинать свои трансляции.

Однако новичку сложно набрать аудиторию: хорошо, если будет смотреть хотя бы пара человек. За две недели вечернего стрима мне удалось заполучить пять подписчиков и более двухсот просмотров. Из чего следует вывод: стрим и заработок на интернет-трансляциях - дело кропотливое и долгое. Алексей Бакуменко, краснодарский киберспортсмен, занявший 2-е место на чемпионате Европы, говорит, что компьютерные игры - нелегкое занятие:

- Для киберспортсменов игра - это работа. Они соблюдают режим, правильно питаются, занимаются спортом. Необходима стрессоустойчивость, готовность к утомительным трансляциям, нужно уметь выжимать максимум из своих возможностей. Кибертурниры могут длиться 12-14 часов, и сохранять концентрацию все это время очень сложно.

Виктория Шиянова,
vs@ki-gazeta.ru

Дата: 08.09.2017