Топ 5 новостей

Дома городу не отдали

Министерство обороны России отказалось передать свободные квартиры в домах по ул. им. Дзержинского в муниципальную собственность....

Канатным метро займутся австрийцы

Мэр Краснодара обсудил проект канатного метро с австрийской компанией Dop-pelmayr (Доппельмайер).

Илья Авербух и Kinder® везут в Краснодар новогоднюю сказку «Новые Бременские музыканты на льду»

По сложившейся традиции продюсерская компания «Илья Авербух» продолжает радовать своих поклонников. На этот раз в Краснодаре прой...

Не квест, а криминал

Кровавым в прямом смысле этого слова оказался экстрим-квест в одном из клубов Краснодара.

Поплатился за «вирус»

В Краснодаре суд приговорил к году 3 месяцам в колонии-поселении мужчину, который развернул в столице Кубани «компьютерный бизне...



Архив газеты

Декабрь 2017

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Экономика

Тарифные нюансы
Фото: Сергей Милованов может ответить на любой вопрос, касающийся регулирования тарифов

Тарифные нюансы

«Цены на главные товары и услуги - определяющий показатель благосостояния людей. Лекарства, свет, водоснабжение, горячая вода - все это и многое другое могло бы стоить гораздо дороже, если бы не государственное регулирование стоимости товаров и услуг. Руководитель департамента цен и тарифов Краснодарского края Сергей Милованов ответил на вопросы «КИ». »

Об особенностях регулирования

- Сергей Николаевич, вы уже не один год возглавляете структуру, от которой зависят экономическое развитие края и социальное благополучие кубанцев. Каковы основные задачи и функции вашей организации?

- Наша главная задача - обеспечить баланс экономических интересов потребителей и поставщиков товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию. Имеется в виду защита интересов кубанцев от деятельности естественных монополий посредством регулирования ценовых параметров. Мы исходим из того, что качество предоставляемых населению услуг должно улучшаться. Поэтому валовая выручка ресурсоснабжающих организаций должна быть обоснованной, а все непроизводительные расходы исключены из тарифов. Одним словом, наша основная функция - утверждение и эффективное регулирование тарифов в Краснодарском крае. Как итог - обеспечение инвестиционной привлекательности и финансовой стабильности в регионе.

- На какие товары и услуги устанавливает тарифы ваш департамент?

- В первую очередь  это регулирование тарифов на тепло- и электроэнергию, газ, водоснабжение и водоотведение, за исключением городских округов, а также - цены на твердое топливо (уголь, дрова) и твердые коммунальные отходы.

В нашей компетенции также плата за техническое присоединение к инженерным сетям, пригородные железнодорожные перевозки, платные медицинские услуги в государственных медучреждениях, оптовые и розничные надбавки на важнейшие и жизненно необходимые лекарственные препараты.

Кроме того, мы утверждаем нормативы потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов для содержания общего имущества в многоквартирных домах. К нам на утверждение поступают также инвестиционные проекты организаций коммунального комплекса. Значительный блок работы составляет контрольная и аналитическая деятельность: мы регулярно проводим мониторинг цен на продовольственную и промышленную группы товаров и услуг, готовим информацию о состоянии уровня тарифов и платежей граждан.

- По какому принципу утверждаются тарифы в нашем крае?

- Мы утверждаем тарифы с календарной разбивкой на основе прогноза социально-экономического развития. Затем надо все уместить в индекс совокупного платежа граждан. Сегодня индекс, установленный в Краснодарском крае, - четыре процента. В соответствии с этими параметрами и принимаются тарифы.

- Сергей Николаевич, меняются ли с годами методы регулирования тарифов и цен?

- Конечно, изменения происходят. В сфере электроэнергетики с 2011 года в крае применяется метод доходности инвестированного капитала. В сфере поставки коммунальных ресурсов с 2016-го перешли на долгосрочное регулирование тарифов с ежегодной корректировкой. Меняется законодательство, корректируются экономические приоритеты. В ближайшем будущем мы увидим новые способы регулирования тарифов, так называемые эталонные методы, или методы «эталонных» затрат, направленные на совершенствование установки сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков. Но это отдельная тема для разговора.

О платежах без секретов

- Тема тарифов всегда вызывает живой интерес у граждан. По какому принципу они утверждаются?

- С календарной разбивкой. В целом решения принимаются на основе прогноза социально-экономического развития. Затем надо все уместить в индекс совокупного платежа граждан. Еще раз повторю: на сегодня этот индекс, установленный в Краснодарском крае, - четыре процента. В соответствии с этими параметрами и принимаются тарифы.

- Почему в типовых  многоэтажках потребители платят за свет, воду, тепло по-разному?

- Во-первых, тарифы зависят от того, где живет собственник: в городской или сельской местности. Во-вторых, если в городской, то здесь в зависимости от того, чем оснащены квартиры: газовыми или электрическими плитами. В квартирах с газовой плитой тариф, естественно, выше, чем в квартирах с электрической плитой, и это связано с особыми условиями ценообразования. Если мы говорим о тарифах на горячую воду и тепло, то они устанавливаются для конкретного поставщика вышеуказанных ресурсов. Поэтому сумма в платежках может отличаться за счет разницы  тарифов у различных поставщиков, а также в зависимости от  объемов потребления.

- Как и из чего формируется тариф на коммунальные ресурсы, в частности  на теплоэнергию, оказывающий наибольшее влияние на смету затрат потребителей? Хотелось бы понять долю каждой составляющей.

- В целом подходы к формированию всех тарифов на коммунальные услуги примерно идентичны. Расходы, связанные с теплоснабжением, самые энергоемкие. Тариф на теплоэнергию складывается из стоимости топлива, то есть газа, мазута или покупной тепловой энергии. В тарифе это 30-40%. Вторая по емкости - это заработная плата работников (30-35%). Также в затраты на производство тепла включаются расходы на ремонт сетей и др. 

- РЭК сразу принимает тарифы, которые представляют ресурсоснабжающие организации?

- Нет, региональная энергетическая комиссия смотрит весь пакет представленных документов, подтверждающих заявку поставщика коммунальных услуг, анализирует факт исполнения производственной программы за предыдущий период регулирования и начинает «поправлять» и «чистить» монополистов. Обычно эта поправка составляет не менее 30 процентов, а то и более!

- Тарифы на тепловую энергию в Краснодаре выше или ниже, чем в других городах и районах края?

- Существенно ниже за счет того, что в Краснодаре есть ТЭЦ, тариф которой составляет около тысячи рублей за гигакалорию.  Именно за такую цену АТЭК покупает у ТЭЦ. Это большое подспорье для потребителей Краснодара. Кроме того, значительное влияние на тарифы оказывают большие объемы  реализации тепла в городе.

Об инициативах

- Уже сейчас можно подвести предварительные итоги 2017 года. Каковы, на ваш взгляд, главные достижения в курируемых отраслях?

- В результате проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за период с 2014-го по 2016-й  предотвращены нарушения прав и законных интересов потребителей и услуг регулируемых организаций на сумму 1,4 млрд рублей. Для  создания на территории края условий для экономического роста и инвестиционной привлекательности одной из основных задач департамента является содействие развитию коммунальной инфраструктуры, повышению ее энергетической эффективности. Хорошим результатом, считаю, стало исключение из состава необходимой валовой выручки регулируемых организаций необоснованно заявленных финансовых потребностей. Эта сумма за 2014-2016 гг. превысила 132 млрд рублей. В итоге удалось снизить аппетиты монополистов и, соответственно, сократить расходы потребителей на оплату коммунальных услуг. А это, в свою очередь, уменьшило затраты бюджета на предоставление льгот и выплату субсидий.

- С какими инициативами выступает ваш департамент, чтобы «коммуналка» не оказалась разорительной для малообеспеченных жителей края?

- Наш департамент подготовил проект закона «О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края». Вообще, многие наши предложения нашли свое отражение при изменении законодательства. Из последних примеров - это сужение сферы применения расчетной предпринимательской прибыли.

Совместно с краевым министерством ТЭК и ЖКХ мы вошли в кубанский парламент с инициативой: внести изменения в Градостроительный кодекс Краснодарского края. Теперь на территории региона для строительства газопроводов-вводов не нужно получать разрешения на строительство. Это позволило сократить выпадающие доходы газораспределительных организаций Кубани в 2015 году с 1,2 млрд руб. до 174 млн руб. - более чем в семь раз, и, соответственно, уменьшить рост тарифов на услуги по транспортировке газа и розничных цен на природный газ, реализуемый населению.

Об инвестициях

- Почему при ежегодном росте тарифов на коммунальные услуги не всегда улучшается качество этих  самых услуг?

- Это прежде всего связано с принятием инвестиционных программ ресурсоснабжающими организациями. Нужно, чтобы сети обновлялись, а не просто индексировались расходы по заработной плате, чтобы учитывалось повышение стоимости газа. Инвестиционная программа предусматривает, что предприятие за два-три года проводит основные ремонтные работы по модернизации системы (строительство и реконструкция сетей и оборудования), а финансирование растягивается на более продолжительное время.

- Как это?

- К примеру, теплоэнергетической компании требуется 1 млрд руб. на реконструкцию сетей. В тарифы эти виды работ будут включаться в течение пяти лет - по 200 млн руб., а работы проведут за два года. Это в идеале. Есть примеры  концессии в крае. Федеральная антимонопольная служба рассматривала наши разногласия с ресурсоснабжающей организацией, занимающейся поставкой воды, и, кстати, нас поддержала. Кроме того, регулируемые организации частенько обращаются с исками в суды, в случае если наши решения их не устраивают. И тогда мы боремся за потребителей и в судах.

О посредниках

- Возвращаясь к теме тарифообразования: не слишком ли много посредников, из-за которых конечная стоимость воды или электроэнергии дорожает?

- Действующим законодательством не установлено такое понятие, как посредники. Например, организация вырабатывает тепловую энергию и передает потребителям, как и поставщик воды. Тариф на газ многоступенчатый. Он состоит из оптовой цены на газ, его добычи, поставки к границам края по магистральным сетям и транспортировки по региональным сетям. Словом, у нас нет цепочки посредников, а есть сбытовые компании, основная задача которых - купить электроэнергию или газ, провести работу по сбору выручки и оплатить в полном объеме стоимость энергии на оптовый рынок, а также услуги по передаче электроэнергии или газа по распределительным сетям непосредственно потребителю.

- Переход на прямые договоры с ресурсниками позволит собственникам  сэкономить?

- Одно время собственники активно заключали прямые договоры из-за недобросовестных управляющих компаний, ТСЖ, которые вовремя не рассчитывались с ресурсоснабжающими организациями за потребленные коммунальные услуги. Сегодня создан институт лицензирования управляющих компаний, что должно исключить появление недобросовестных участников рынка коммунальных услуг. Но прямые договоры не спасут потребителей от общедомовых расходов, которые все равно будут распределяться через управляющие компании. Поэтому прямые договоры - это не панацея.

О планах

- Какие задачи сегодня стоят перед РЭК?

- Наша главная задача на ближайшее время - до конца 2017-го провести тарифное регулирование на 2018 год. Соблюдя все установленные ограничения, рост платы с граждан не должен превышать четырех процентов в среднем по краю, за исключением некоторых муниципалитетов.

- В каких сферах регулирования следует улучшить эффективность работы?

- Основные проблемы связаны с несовершенством федерального законодательства и отсутствием системного подхода к решению застарелых проблем. Со своими предложениями по совершенствованию законодательства мы выступаем постоянно. Например, я принимаю участие в Экспертном совете ФАС России по вопросам ЖКХ и в рабочей группе Правительства РФ по разработке проекта федерального закона о госрегулировании тарифов.

- Какой у вас девиз как у руководителя?

- Главное - не закостенеть на работе. И этому надо учиться. А если говорить о взаимоотношениях с людьми, то девиз очень простой: принципиальность, честность и порядочность.

Зара Хушт
zara@ki-gazeta.ru

Дата: 04.12.2017 22:16:32