Топ 5 новостей

В выходные ждем «Буран»

Вечером субботы или утром воскресенья по трассе М4 «Дон» мимо Краснодара проедет макет советского космического корабля «Буран» в ...

Вода из-под крана? Пить можно!

Краснодарский край вошел в десятку регионов страны, где Роспотребнадзор признал качество воды из-под крана удовлетворительным.

Муниципальных парковок станет больше

В Краснодаре в июле-августе 2017 года на ряде участков улично-дорожной сети нанесут линии горизонтальной разметки, установят допо...

Краснодарцев приглашают принять участие в конкурсе

Начался прием заявок на участие в краевом конкурсе лидеров туристской индустрии «Курортный Олимп - 2017».

В Краснодаре пройдет профилактический осмотр горожан на базе мобильного Центра здоровья

В Краснодаре 30 июня с 8.00 часов до 13.00 часов пройдет профилактический осмотр населения на базе мобильного Центра здоровья в п...



Архив газеты

Экономика

Крымский мост: линия фарватера

Крымский мост: линия фарватера

«Вопреки пессимистичным прогнозам по поводу строительства Крымского моста, я стою практически в центре его автомобильной трассы накануне трехлетия возвращения Крыма и Севастополя в состав России. Впереди линия фарватера, вдоль которой неспешно проплывает желтая потрепанная баржа, а позади - тонны бетона и металла. Грандиозность работ ошеломляет. О том, как они идут и каких результатов ждать к концу этого года, журналистам рассказали сами мостостроители.»

Стройка полным
ходом

Подъезжая к Тузлинской косе, понимаешь: стройка идет полным ходом. Индустриальный пейзаж: горы песка и огромные, диаметром в человеческий рост, а длиной в бесконечность трубы вызывают ощущения космического масштаба. Возвышающийся каменный вал закрывает горизонт, строительная техника своими размерами поражает воображение. Трудно поверить, что скоро по воле человека здесь все поменяется: появится красивая развязка, подводящая к мосту длиною в 19 километров.

Вскоре мы въезжаем на один из трех технологических мостов, и стук прыгающей на стыках металла машины становится нашим постоянным спутником. Эти мосты со стационарными платформами после окончания строительства разберут. Но сегодня они выполняют важные функции: благодаря им возможна, независимо от погоды, доставка на места людей и грузов, с них ведется строительство.

Когда заработал гидромолот, все остальные звуки отошли на второй план: его удары просто сотрясающие. Он вбивает сваи на огромную глубину, в зависимости от грунта достигающую 90 метров. Сначала строится удерживающая металлическая конструкция, затем под нужным углом (у каждой он свой на случай 9-балльного землетрясения, которое, по подсчетом ученых, может случиться раз в пять тысяч лет) устанавливается свая. Для удержания одной бетонной опоры их требуется восемь. Журналисты из Керчи рассмеялись - для них эти звуки за год стали почти родными.

Рыжий кот - талисман моста

Пока я подсчитывала 90-метровую глубину в этажах многоквартирного дома (а это приблизительно три девятиэтажки друг на друге с хвостиком), кто-то в машине закричал: «Дельфины!» И точно, из воды выпрыгивали веселые провожатые. Ни холодная погода, ни страшные удары не мешали им радоваться жизни.

- Наверное, нет ни одного строителя, кто бы себе на телефон не сфотографировал дельфинов, - рассказывает Ольга, сотрудница пресс-службы строительства моста. - Они здесь частые гости, и по результатам ежеквартальных мониторингов экологов их количество значительно увеличилось. Ученые объясняют это улучшением условий охоты дельфинов на сингиля и лобана. С увеличением кормовой базы за счет активного развития морской растительности на сваях моста количество рыбы в районе стройки выросло в 10 раз.

Впрочем, рабочих радуют не только дельфины. Стайки чаек - их неизменные спутники, по повадкам птиц они угадывают погоду. Привыкнув к шуму и окружению, на стройке живут несколько собак-дворняжек, некоторые животные переехали сюда со строителями с их прежнего объекта. Но всеобщим любимчиком и талисманом грандиозного строительства стал рыжий кот - холостяк и повеса Мостик. Благодаря своим блогу и инстаграмму он стал настоящей звездой интернет-сообщества. Тайна его грамотности не разглашается и по сей день. Видимо, поэтому увидеть его журналистам так и не удалось.

На пролете
с ветерком

Высадили нас на острове Тузла. Раньше тут находился рыбацкий поселок, но его обитателей после наводнения в конце прошлого века переселили в Керчь. Забытые полуразвалившиеся домики, запечатав в себе личные истории их обитателей, скоро станут новым культурным слоем. Поверх уходящей эпохи уже строят технологический спуск с моста, для пользования проезжающих автолюбителей недоступный.

Первые шаги по мосту, и взгляд убегает вдаль: конца и начала пролета не видно. По ширине, наверное, на четыре полосы тянет. Настоящая дорога, удивительно ровная. Ям при такой конструкции и после зимних штормов на дорогах не будет. Хоть на роликах кати.

- Облик Крымского моста меняется стремительно. В этом месте год назад забивали сваи, а сегодня мы стоим на плите проезжей части автодорожного моста, - комментирует начальник ФКУ Упрдор «Тамань» Роман Новиков. - Все работы ведутся в срок, в соответствии с государственным контрактом. Ближайший этап - окончание забивки свай на всех сухопутных участках автодорожной части моста и возведения там опор. Как видите, мы приступили и активно производим работы по монтажу пролетных строений, начали бетонирование плиты проезжей части.

По словам Романа Новикова, в осенне-зимний период, а он сложился в этом году достаточно суровым, шторма и непогода способствовали концентрации строительных мощностей на сухопутных участках моста. Сейчас, с наступлением весны, происходит перегруппировка, большие силы будут перенесены на морские участки.

227 метров
для прохода кораблей

Самая высокая точка моста - фарватерный участок, где он для беспрепятственного курсирования кораблей поднимется на максимальную отметку - 35 метров над уровнем воды. Мы стоим на технологической площадке на середине Керченского пролива, и мимо проплывают суда. Куда ни посмотри - море.

- Арочная часть моста самая сложная, для монтажа ее двух опор специально сконструированы технологические мостики. В основании каждой из них будет по 95 трубчатых, с большой толщиной стен свай. Сейчас идет процесс их установки. В середине апреля перейдем к бетонированию фарватерной опоры, - рассказывает директор по строительству моста через Керченский пролив компании «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» Леонид Рыженькин.

Сами арки, включающие проезжую часть (железнодорожную и автодорожную), собираются на керченской стороне на стенде. Уже в готовом виде их будут перекатывать на уникальную, построенную специально под них в Севастополе плавсистему. Затем с помощью мощных домкратов арки поставят на опоры.

- Это будет самая яркая операция. Мы запланировали ее на август, потому что нам нужно будет трое суток хорошей погоды. На время установки (5-7 дней) мы перекроем даже судоходный проход, - объяснил Леонид Рыженькин.

На место - конкурс

На строительстве Крымского моста работает около 30 мостоотрядов, более 7 тысяч человек со всей России. Многие из них - участники строительств Байкало-Амурской магистрали, моста на острове Русский во Владивостоке, олимпийских объектов в Сочи, универсиады в Казани.

- Мне повезло, я работал на многих грандиозных стройках: возводил мосты Байкало-Амурской магистрали, строил объекты Олимпиады-2014, - рассказывает Василий Харланов. - Мне есть чем гордиться. Уверен, что и здесь с поставленной задачей мы справимся. Злопыхателей много, но так было всегда. Это дилетанты, не стоит обращать на их высказывания внимание. Нужно просто делать свое дело.

Случайных людей среди работающих на стройке нет. Все профессионалы, на все рабочие места - конкурс. Даже студенческие отряды, приезжающие на практику летом, собираются из лучших студентов профильных вузов, отличников и активистов. Конечно, сложных и опасных работ им не доверят, объемы - по силам и знаниям.

Живут строители в стройгородке неподалеку от поселка Тамань. Работают вахтовым методом - две недели через две. Трудовой день начинается в семь утра, а заканчивается в семь вечера, без праздников и выходных. Но на территории жилого комплекса есть спортплощадки, и свободное время большинство мостостроевцев проводит там.

Юлия Симатова

Дата: 16.03.2017