Топ 5 новостей

Наша Дженнифер станет звездой

В Челябинске проходило первенство России среди юношей и девушек до 18 лет по легкой атлетике.

Новые штрафы

На сумму от 1500 до 2500 рублей оштрафуют водителей автомобилей за отказ уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или другим уча...

Telegram вне закона?

Роскомнадзор грозится блокировать  работу мессенджера в России.

В Краснодаре началась реконструкция цветочных часов

В столице Кубани стартовала масштабная реконструкция цветочных часов, находящихся на пересечении ул. Красной и ул. им. Гаврилова....

Кубанцы не будут оплачивать курортный сбор

В конце прошлой недели Госдума в первом чтении приняла законопроект о введении курортного сбора с туристов в четырех российских р...



Архив газеты

Город

Разыскивается  современная скульптура
Фото: Памятник святой Екатерине

Разыскивается современная скульптура

«Сегодня - Международный день памятников и исторических мест. Накануне этой даты «КИ» вспомнили, какие объекты монументального искусства появились на улицах Краснодара за последнее десятилетие на главных магистралях города, и спросили экспертов, каких малых скульптурных форм ему не хватает. »

От «Собачек» - в историю

«Собачкина столица» (2007) Валерия Пчелина на углу улиц Красной и Мира - первый для нас опыт городской скульптуры: легкомысленной, небольшой по формату. Парочка псов-нэпманов на прогулке, которым горожане до блеска натерли носы и лапы (как считается, на счастье), в народе называется «Влюбленными собачками». На деле же она посвящена стихотворению Владимира Маяковского «Краснодар» («Собачья глушь»): «…Это ж не собачья глушь, а собачкина столица!». «Собачки» внесены журналом «Русский мир» в список самых странных памятников России.

В 2008 году к 215-летию города были установлены сразу три объекта. На Красной и Горького открылась еще одна работа Пчелина: памятный знак картине И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - прохожий может присесть на бочку ради фото, как бы оказываясь внутри известного полотна. В этом же году на перекрестке улиц Гоголя и Красноармейской появился гранитный «Кошелек» с окантовкой и из нержавеющей стали - почти точная копия скульптуры в Мельбурне. У гостиницы «Платан» был установлен памятник Кларе Лучко работы московских скульпторов Дарьи Успенской и Виталия Шанова: мало похожая на себя актриса и ветка рябины.

2009 год принес Краснодару один из самых спорных скульптурных объектов: памятник великомученице Екатерине - наверное, единственный пример скульптурного изображения святой, более принятого в католической традиции. Покровительница Краснодара стоит на постаменте в виде разделенного на части колокола (авторы - все те же Успенская и Шанов - задумали их для того, чтобы молодожены могли пройти под Екатериной, как бы получая ее благословение), что «читается» как будто он расколот. Вокруг - каскад фонтанов. В этом же саду у Дома книги открылись фонтаны с горельефами с видами «Старого Екатеринодара» Валерия Пчелина в соавторстве с Аланом Корнаевым.

В 2011 году в сквере Дружбы появился памятник первому кубанскому историку, статистику и краеведу Федору Щербине работы Пчелина и Корнаева, а на проспекте Чекистов, 25 - памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС Владимира Золотухина: трое «чернобыльцев» с земным шаром за спиной. Эти же авторы украсили город и в 2012 году: на Красной напротив КубГТУ появились «Студенты» Пчелина - Шурик и Лидочка из фильмов Леонида Гайдая, а у «Макдоналдса» на перекрестке с Северной на скамейку уселся «Гость» Владимира и Серафимы Золотухиных.

Годы, когда грянул бум

В 2013 году на месте гибели генерала Корнилова установили памятник ему работы Валерия Пчелина и Алана Корнаева, а у Свято-Покровского храма на ул. Стасова по общероссийской программе появился еще один памятник святым - Петру и Февронии Муромским работы московского скульптора Сергея Исакова. В 2015 году на пересечении ул. 30-й Иркутской дивизии и Сормовской открыли памятник «Комсомольцам всех поколений» - восьмиметровую стелу с именами и орденами коллектива авторов ООО «Мемориал», а у лицея № 48 - скульптурную группу «Связь поколений»: отлитого со своего отца ветерана на скамейке с маленькой девочкой на руках и стоящего рядом кадета отлил на свои средства бизнесмен Григорий Захарян.

Но прошлый год, кажется, пришелся пиком числа открытий. В сквере Пограничников на ул. Мачуги появился шестнадцатиметровый памятник «Защитникам рубежей Отечества» Владимира и Серафимы Золотухиных: Илья Муромец, линейный казак, матрос и современный пограничник с Мухтаром смотрят на все четыре стороны света. На Александровском бульваре в районе пересечения Красной и Гаврилова появилась скульптурная группа «Казакам и горцам - героям и участникам Первой мировой войны» Валерия Пчелина и Алана Корнаева. А на углу улиц Рашпилевской и Буденного открыли трехметровую фигуру начальника штаба Черноморского казачьего войска Григория Рашпиля работы Алана Корнаева.

Кроме того, на аллее у перинатального центра краевой клинической больницы № 2 появилась женщина с ребенком на руках - памятник матери, а у храма Рождества Христова - памятник «Ангел нерожденных младенцев» работы нашего мастера Ольги Яковлевой: пятиметровая скульптура благословляющего младенца ангела - «символ покаяния женщин, совершивших аборт». Как и большинство памятников последних лет, он установлен на пожертвования.

Генри Мура нет в городе своем?

Итак, большинство скульптурных объектов на улицах столицы региона однотипны: сделаны одними и теми же авторами в очень похожей, строго реалистической манере. Хотя и здесь можно поспорить: кому-то тот же Рашпиль кажется слишком худым, а у историков всегда найдутся вопросы к нюансам изображения амуниции казаков. В случае практически со всеми новыми памятниками речь идет либо о религиозных, либо об исторических фигурах и событиях, а вот малоформатная городская скульптура, которую повсюду в мире можно встретить и в спальных районах, сосредоточена на главной улице.

- Мне кажется, на улицах Краснодара существует определенный дефицит современных, дизайнерских форм: вроде бы строго декоративных, но все-таки сообщающих некую идею и гармонирующих с менталитетом кубанцев, в чем-то транслируют его. Если говорить о примерах, то рядом с каким-нибудь торговым центром или среди новостроек могло бы появиться нечто подобное органическим фигурам Генри Мура или «Фламинго» Александра Колдера, - говорит Валерий Пчелин.

Нечто подобное минималистическим и абстрактным объектам двух классиков ХХ века несколько лет назад сделал по заказу галериста Марата Гельмана для комплекса вилл Dukley Gardens в черногорской Будве краснодарский скульптор Валерий Казас, чья выставка «Некоторое разнообразие» идет сейчас в культурном центре «Типография». Разноцветные, яркие работы из разных материалов - от дерева до металла - без привязки к месту и особой смысловой нагрузки расцветили частную застройку, сообщив ей индивидуальность, характер и особый шарм.

- Все открытые в последние годы памятники - однотипные, словно с конвейера, теряющиеся в городской среде. Хотя городская скульптура, наоборот, должна ее формировать: как в Берлине, Токио, Нью-Йорке, Мадриде. Вероятно, принимать решения о появлении того или иного памятника на улицах города должны не только чиновники, но и люди с искусствоведческим образованием. Иначе происходит то, что происходит: затянувшееся с советских времен застывшее торжество традиционной скульптуры, соответствующей массовым вкусам, - тогда как везде в мире этот вид искусства развивался в самых немыслимых направлениях. Памятник «чернобыльцам» в Юбилейном микрорайоне, те же натыканные на Красной фигуры - все это свидетельствует о непонимании того, что такое современная скульптура как вид искусства сегодня: в них нет духа времени и хотя бы класса работы советских мастеров, - считает Валерий Казас.

Дайте народу Recycle!

- Три года назад общественный совет по развитию городской среды прорабатывал проект «Краснодар - город, открытый современному искусству». Существовала договоренность с Андреем Блохиным и Егором Кузнецовым из Recycle Group о том, что они специально для Краснодара отольют скульптуру: ее можно было установить на улице Красной или на зеленой разделительной полосе на улице Кубанонабережной. Она так и осталась неосуществленной, хотя подобных вещей, как и качественного стрит-арта, городской среде не хватает, - считает Елена Шувалова, лидер общественного движения «Помоги городу».

Недавно главе Краснодара Евгению Первышову рассмотреть возможность сотрудничества с Recycle в письме и своем блоге предложил депутат ЗСК Алексей Гусак: «При всем разнообразии колоритных исторических и памятных сюжетов в скульптуре, малые архитектурные формы в стиле современного искусства практически отсутствуют... Те, кто побывал в Москве, Санкт-Петербурге или Перми, а также зарубежных странах, встречали подобные работы... Работы арт-группы Recycle находятся во многих музеях и галереях мира… Художники не раз с особым теплом отзывались о родном Краснодаре, в котором, несмотря на мировую известность и занятость, они работают».

По мнению искусствоведа Марины Тевзадзе, в скульптурном цехе краснодарской арт-сцены в достатке тех, чьи работы могли бы вывести актуальное искусство из мастерских и выставочных площадок столиц на улицы Краснодара: «Валерий Казас - один из самых интересных художников, прекрасно работающий с объектами. Арт-группировка «ЗИП» и Виктор Линский, уверена, способны сделать интересные вещи с точки зрения городской среды. Мне очень симпатичен Юрий Самсонов и его пространственные эксперименты с абстрактной геометрией: они могли бы дать облику города новые акценты».

Около 200 объектов монументального искусства - памятников, бюстов, мемориалов, обелисков, памятных камней и пр. - установлены на улицах, в скверах и парках Краснодара. Из них 25 - памятники В. Ленину и его бюсты, 19 памятников историческим личностям советской эпохи, около 50 связаны с Великой Отечественной войной, 34 - объекты советского монументального искусства и т.д.

Анастасия Куропатченко,
ak@k-gazeta.ru

Дата: 18.04.2017