Топ 5 новостей

Хорошо жить с «Хорошо!»

В четверг 19 октября гостем программы «Хорошо!», которая выходит на радиостанции kazak.fm, станет известный композитор и музыкант...

Будут и цветы, и елочка

Площадь у кинотеатра «Болгария» закрылась на реконструкцию. Чего ждать горожанам?

Сердце погибшего в ДТП парня спасло молодого кубанца

Врачи НИИ-ККБ № 1 им. проф. С.В. Очаповского пересадили сердце погибшего в ДТП молодого человека 24-летнему кубанцу.

Дорогу для трамвая!

Активисты города предложили краснодарцам совместную покупку камеры видеофиксации для установки на перекрестке улиц Северной и Ком...



Архив газеты

Октябрь 2017

пн вт ср чт пт сб вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Город

Разыскивается  современная скульптура
Фото: Памятник святой Екатерине

Разыскивается современная скульптура

«Сегодня - Международный день памятников и исторических мест. Накануне этой даты «КИ» вспомнили, какие объекты монументального искусства появились на улицах Краснодара за последнее десятилетие на главных магистралях города, и спросили экспертов, каких малых скульптурных форм ему не хватает. »

От «Собачек» - в историю

«Собачкина столица» (2007) Валерия Пчелина на углу улиц Красной и Мира - первый для нас опыт городской скульптуры: легкомысленной, небольшой по формату. Парочка псов-нэпманов на прогулке, которым горожане до блеска натерли носы и лапы (как считается, на счастье), в народе называется «Влюбленными собачками». На деле же она посвящена стихотворению Владимира Маяковского «Краснодар» («Собачья глушь»): «…Это ж не собачья глушь, а собачкина столица!». «Собачки» внесены журналом «Русский мир» в список самых странных памятников России.

В 2008 году к 215-летию города были установлены сразу три объекта. На Красной и Горького открылась еще одна работа Пчелина: памятный знак картине И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - прохожий может присесть на бочку ради фото, как бы оказываясь внутри известного полотна. В этом же году на перекрестке улиц Гоголя и Красноармейской появился гранитный «Кошелек» с окантовкой и из нержавеющей стали - почти точная копия скульптуры в Мельбурне. У гостиницы «Платан» был установлен памятник Кларе Лучко работы московских скульпторов Дарьи Успенской и Виталия Шанова: мало похожая на себя актриса и ветка рябины.

2009 год принес Краснодару один из самых спорных скульптурных объектов: памятник великомученице Екатерине - наверное, единственный пример скульптурного изображения святой, более принятого в католической традиции. Покровительница Краснодара стоит на постаменте в виде разделенного на части колокола (авторы - все те же Успенская и Шанов - задумали их для того, чтобы молодожены могли пройти под Екатериной, как бы получая ее благословение), что «читается» как будто он расколот. Вокруг - каскад фонтанов. В этом же саду у Дома книги открылись фонтаны с горельефами с видами «Старого Екатеринодара» Валерия Пчелина в соавторстве с Аланом Корнаевым.

В 2011 году в сквере Дружбы появился памятник первому кубанскому историку, статистику и краеведу Федору Щербине работы Пчелина и Корнаева, а на проспекте Чекистов, 25 - памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС Владимира Золотухина: трое «чернобыльцев» с земным шаром за спиной. Эти же авторы украсили город и в 2012 году: на Красной напротив КубГТУ появились «Студенты» Пчелина - Шурик и Лидочка из фильмов Леонида Гайдая, а у «Макдоналдса» на перекрестке с Северной на скамейку уселся «Гость» Владимира и Серафимы Золотухиных.

Годы, когда грянул бум

В 2013 году на месте гибели генерала Корнилова установили памятник ему работы Валерия Пчелина и Алана Корнаева, а у Свято-Покровского храма на ул. Стасова по общероссийской программе появился еще один памятник святым - Петру и Февронии Муромским работы московского скульптора Сергея Исакова. В 2015 году на пересечении ул. 30-й Иркутской дивизии и Сормовской открыли памятник «Комсомольцам всех поколений» - восьмиметровую стелу с именами и орденами коллектива авторов ООО «Мемориал», а у лицея № 48 - скульптурную группу «Связь поколений»: отлитого со своего отца ветерана на скамейке с маленькой девочкой на руках и стоящего рядом кадета отлил на свои средства бизнесмен Григорий Захарян.

Но прошлый год, кажется, пришелся пиком числа открытий. В сквере Пограничников на ул. Мачуги появился шестнадцатиметровый памятник «Защитникам рубежей Отечества» Владимира и Серафимы Золотухиных: Илья Муромец, линейный казак, матрос и современный пограничник с Мухтаром смотрят на все четыре стороны света. На Александровском бульваре в районе пересечения Красной и Гаврилова появилась скульптурная группа «Казакам и горцам - героям и участникам Первой мировой войны» Валерия Пчелина и Алана Корнаева. А на углу улиц Рашпилевской и Буденного открыли трехметровую фигуру начальника штаба Черноморского казачьего войска Григория Рашпиля работы Алана Корнаева.

Кроме того, на аллее у перинатального центра краевой клинической больницы № 2 появилась женщина с ребенком на руках - памятник матери, а у храма Рождества Христова - памятник «Ангел нерожденных младенцев» работы нашего мастера Ольги Яковлевой: пятиметровая скульптура благословляющего младенца ангела - «символ покаяния женщин, совершивших аборт». Как и большинство памятников последних лет, он установлен на пожертвования.

Генри Мура нет в городе своем?

Итак, большинство скульптурных объектов на улицах столицы региона однотипны: сделаны одними и теми же авторами в очень похожей, строго реалистической манере. Хотя и здесь можно поспорить: кому-то тот же Рашпиль кажется слишком худым, а у историков всегда найдутся вопросы к нюансам изображения амуниции казаков. В случае практически со всеми новыми памятниками речь идет либо о религиозных, либо об исторических фигурах и событиях, а вот малоформатная городская скульптура, которую повсюду в мире можно встретить и в спальных районах, сосредоточена на главной улице.

- Мне кажется, на улицах Краснодара существует определенный дефицит современных, дизайнерских форм: вроде бы строго декоративных, но все-таки сообщающих некую идею и гармонирующих с менталитетом кубанцев, в чем-то транслируют его. Если говорить о примерах, то рядом с каким-нибудь торговым центром или среди новостроек могло бы появиться нечто подобное органическим фигурам Генри Мура или «Фламинго» Александра Колдера, - говорит Валерий Пчелин.

Нечто подобное минималистическим и абстрактным объектам двух классиков ХХ века несколько лет назад сделал по заказу галериста Марата Гельмана для комплекса вилл Dukley Gardens в черногорской Будве краснодарский скульптор Валерий Казас, чья выставка «Некоторое разнообразие» идет сейчас в культурном центре «Типография». Разноцветные, яркие работы из разных материалов - от дерева до металла - без привязки к месту и особой смысловой нагрузки расцветили частную застройку, сообщив ей индивидуальность, характер и особый шарм.

- Все открытые в последние годы памятники - однотипные, словно с конвейера, теряющиеся в городской среде. Хотя городская скульптура, наоборот, должна ее формировать: как в Берлине, Токио, Нью-Йорке, Мадриде. Вероятно, принимать решения о появлении того или иного памятника на улицах города должны не только чиновники, но и люди с искусствоведческим образованием. Иначе происходит то, что происходит: затянувшееся с советских времен застывшее торжество традиционной скульптуры, соответствующей массовым вкусам, - тогда как везде в мире этот вид искусства развивался в самых немыслимых направлениях. Памятник «чернобыльцам» в Юбилейном микрорайоне, те же натыканные на Красной фигуры - все это свидетельствует о непонимании того, что такое современная скульптура как вид искусства сегодня: в них нет духа времени и хотя бы класса работы советских мастеров, - считает Валерий Казас.

Дайте народу Recycle!

- Три года назад общественный совет по развитию городской среды прорабатывал проект «Краснодар - город, открытый современному искусству». Существовала договоренность с Андреем Блохиным и Егором Кузнецовым из Recycle Group о том, что они специально для Краснодара отольют скульптуру: ее можно было установить на улице Красной или на зеленой разделительной полосе на улице Кубанонабережной. Она так и осталась неосуществленной, хотя подобных вещей, как и качественного стрит-арта, городской среде не хватает, - считает Елена Шувалова, лидер общественного движения «Помоги городу».

Недавно главе Краснодара Евгению Первышову рассмотреть возможность сотрудничества с Recycle в письме и своем блоге предложил депутат ЗСК Алексей Гусак: «При всем разнообразии колоритных исторических и памятных сюжетов в скульптуре, малые архитектурные формы в стиле современного искусства практически отсутствуют... Те, кто побывал в Москве, Санкт-Петербурге или Перми, а также зарубежных странах, встречали подобные работы... Работы арт-группы Recycle находятся во многих музеях и галереях мира… Художники не раз с особым теплом отзывались о родном Краснодаре, в котором, несмотря на мировую известность и занятость, они работают».

По мнению искусствоведа Марины Тевзадзе, в скульптурном цехе краснодарской арт-сцены в достатке тех, чьи работы могли бы вывести актуальное искусство из мастерских и выставочных площадок столиц на улицы Краснодара: «Валерий Казас - один из самых интересных художников, прекрасно работающий с объектами. Арт-группировка «ЗИП» и Виктор Линский, уверена, способны сделать интересные вещи с точки зрения городской среды. Мне очень симпатичен Юрий Самсонов и его пространственные эксперименты с абстрактной геометрией: они могли бы дать облику города новые акценты».

Около 200 объектов монументального искусства - памятников, бюстов, мемориалов, обелисков, памятных камней и пр. - установлены на улицах, в скверах и парках Краснодара. Из них 25 - памятники В. Ленину и его бюсты, 19 памятников историческим личностям советской эпохи, около 50 связаны с Великой Отечественной войной, 34 - объекты советского монументального искусства и т.д.

Анастасия Куропатченко,
ak@k-gazeta.ru

Дата: 18.04.2017