Топ 5 новостей

В финале детского «Евровидения»

13-летняя краснодарка Глафира Леухина стала финалисткой детского «Евровидения», пройдя отбор среди 49 юных талантов со всей стран...

«Атамань» зовет

1 мая этностаница «Атамань» в Тамани открывает сезон I краевым фестивалем «Атамань встричае! Всих гостей збирае!».

Порханов - Герой труда России

Владимир Путин подписал Указ о присвоении звания Героя труда России главному врачу НИИ-ККБ № 1, доктору наук, профессору, академи...

«Я помню, я горжусь!»

В Краснодаре стартовала гражданская акция «Георгиевская лента»

Учитель № 1

В понедельник в трех краснодарских школах начался, а вчера в Доме культуры учащейся молодежи завершился ежегодный профессиональны...



Город

Краснодарцы о коррупции

«Сегодня «КИ» публикуют доклад о восприятии уровня коррупции в Краснодаре, подготовленный администрацией муниципального образования город Краснодар.»

Согласно постановлению администрации муниципального образования город Краснодар от 15.01.2010 № 142 в городе ежегодно осуществляется мониторинг восприятия уровня коррупции, помогающий контролировать общественно-политическую ситуацию по следующим направлениям:

- интенсивность восприятия проявлений коррупции в Краснодаре;

- восприятие жителями динамики коррупционной обстановки;

- анализ эффективности мер по противодействию коррупции;

- уровень информирования населения о состоянии дел и принимаемых администрацией муниципального образования город Краснодар мерах по противодействию коррупции.

Настоящий Доклад о восприятии уровня коррупции в муниципальном образовании город Краснодар (далее по тексту - Доклад) иллюстрирует данные, которые были получены в ходе изучения общественного мнения населения на территории муниципального образования город Краснодар.

Проведенное социологическое исследование показывает особенности восприятия жителями Краснодара коррупционной обстановки в городе и стране, в частности:

- место коррупции в рейтинге наиболее острых проблем России;

- восприятие уровня коррупции в краевом центре на общероссийском фоне;

- динамику восприятия коррупции краснодарцами и ожидания изменения коррупционной обстановки;

- личный коррупционный опыт жителей Краснодара;

- рейтинг ситуаций и обстоятельств, характеризующихся максимальным риском возникновения коррупционных отношений;

- степень личной готовности граждан к активному участию в борьбе с коррупцией;

- эффективность антикоррупционных мероприятий в России и Краснодаре.

Для данного социологического исследования информационно-аналитическим управлением администрации муниципального образования город Краснодар была разработана специальная анкета, на вопросы которой ответили 1000 совершеннолетних жителей краевого центра.

Анализ полученных в ходе опроса данных включал в себя:

- сравнение с результатами предыдущих социологических исследований;

- изучение причин и мотивов, побуждающих граждан вступать в коррупционные отношения;

- оценка эффективности деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг как одного из сдерживающих факторов коррупции.

Необходимо подчеркнуть, что результаты проведенного социологического исследования отражают лишь субъективное мнение граждан о проблеме коррупции и не могут характеризовать фактическую коррупционную обстановку в Краснодаре.

Коррупция как общенациональная проблема и личный опыт

Уже не первый год лидером списка самых насущных общероссийских проблем является низкий уровень доходов населения, высокие цены и постоянная инфляция.

 

Какую проблему в России вы считаете на сегодняшний день самой серьезной?

                               Наиболее серьезные проблемы России,        %

                               по мнению краснодарцев

                1             Экономический кризис: низкий уровень доходов

                               населения, высокие цены, инфляция               37,7

                2             Коррупция, взяточничество    18,7

                3             Неэффективная, неграмотная система руководства

                               страной              15,7

                4             Проблема трудоустройства    7,5

                5             Здравоохранение: нехватка лечебных учреждений,

                               мед.персонала, низкое качество мед.обслуживания              6,6

                6             Развал промышленности и сельского хозяйства         5,6

                7             Образование: низкое качество школьного образования,                                                     нехватка или плохое состояние школ/детских садов             4,3

                8             Сложная внешнеполитическая обстановка   3,9

                9             Высокий уровень преступности, алкоголизм,

                               наркомания     3,6

10           Плохое качество дорог, автомобильные пробки       3,3

 

Последние два года проблема коррупции держится на втором месте. Между тем доля респондентов, обеспокоенных данной проблемой, с каждым годом возрастает, в основном это мужчины, в то время как представительницы женского пола в большей степени ощущают последствия экономического кризиса.

В целом краснодарцы склонны оценивать коррупционную ситуацию в городе более оптимистично, чем в общероссийских масштабах. Тем не менее, большинство участников опроса считают уровень коррупции высоким.

Абсолютное большинство респондентов убеждены, что коррупция в значительной мере поразила органы власти Краснодара, а практически каждый четвертый участник опроса считает муниципальную власть краевого центра полностью коррумпированной.

В сравнении с результатами общероссийского исследования, проведенного Левада-Центром в марте 2017 года, по аналогичному вопросу мнение жителей краевого центра не значительно отличается от общероссийских показателей. Однако к самой негативной оценке коррумпированности местной власти краснодарцы склоняются реже.

Большая часть населения Краснодара отрицательно оценивает антикоррупционную работу как на федеральном, так и на местном уровне.

Полностью удовлетворены деятельностью органов власти в части противодействия коррупции на федеральном и на муниципальном уровнях лишь около 8% и около 5% опрошенных соответственно.

Оценку «скорее положительно» дал в среднем каждый четвертый горожанин.

Что касается антикоррупционных ожиданий на предстоящий год, то почти две трети краснодарцев не ожидают существенного изменения уровня коррупции в России.

В сравнении с данными Фонда «Общественное мнение», проводившего аналогичное исследование на территории Российской Федерации, краснодарцы ожидают ухудшения коррупционной обстановки в меньшей степени, чем остальные россияне.

Одним из основных индикаторов, характеризующих масштабы коррупции, является коррупционный охват - доля респондентов, которые хотя бы раз попадали в коррупционную ситуацию.

В этом году коррупционный охват составил 35,7%. В данной группе респондентов, на личном опыте столкнувшихся с коррупцией, заметно преобладают мужчины, краснодарцы в возрасте от 35 до 54 лет и граждане, занятые в частном бизнесе.

С 2015 года сохраняется тенденция к снижению данного показателя, относительно результатов 2016 года коррупционный охват снизился еще на 4,6%.

Среди 35,7% жителей краевого центра, попавших в прошедшем году в коррупционную ситуацию, для решения своего вопроса дали взятку 62,4% горожан. В большинстве своем это молодые люди, еще не получившие высшего образования и не начинавшие трудовую деятельность.

По сравнению с итогами 2016 года доля респондентов, давших взятку в коррупционной ситуации, снизилась на 5,4%.

Практически каждый второй краснодарец, который предпочел решить свою проблему путем дачи взятки, объяснил свой поступок тем, что его заставили, намекнули или намеренно создали такую ситуацию, при которой отказаться от дачи взятки было невозможно.

На нехватку времени для решения вопроса законным путем посетовали более 20% взяткодателей.

Почти 15% краснодарцев сами стали инициаторами коррупционного взаимодействия, поскольку решили, что так будет надежнее. В этой группе респондентов заметно преобладают женщины.

Чаще всего краснодарцам приходилось давать взятки, когда они нарушали правила дорожного движения, лежали в больнице или поступали в институт, сдавали зачеты или экзамены.

Примечательно, что первые две позиции общероссийского (по результатам опроса, проведенного Левада-Центром) и краснодарского рейтинга самых распространенных коррупционных ситуаций совпали. Это случаи взаимодействия граждан с сотрудниками ГИБДД и персоналом медицинских учреждений, повлекшие за собой дачу взятки.

Принципиальное отличие общероссийского рейтинга от краснодарского состоит в том, что на третью строчку россияне поставили коррупционные взаимоотношения при получении водительских прав, регистрации автомобиля, прохождении техосмотра, а в Краснодаре тройку лидеров замыкает взяточничество в высших и средних специальных учебных заведениях.

На четвертом месте в общероссийских масштабах стоит проблема коррупции при устройстве ребенка в школу, в Краснодаре эта ситуация проявляется менее остро.

Основным мотивом отказа от дачи взятки для каждого второго горожанина, попадавшего за последний год в коррупционную ситуацию, стало принципиальное неприятие проявлений коррупции. Причем наибольшую принципиальность в данном вопросе проявили мужчины и представители молодого поколения.

Участники опроса также объясняли свой отказ тем, что знали, как решить вопрос другим, некоррупционным, способом. В большинстве своем так поступали краснодарцы старше 55 лет.

Третьей часто упоминаемой причиной неучастия в коррупционной сделке стал денежный вопрос, когда у гражданина просто не было необходимой суммы.

Несмотря на то, что тройка лидирующих причин отказа от дачи взятки осталась такой же, как и в прошлом году, стоит отметить 8-процентный прирост доли «принципиальных» респондентов.

Интересный факт: в этом году из предложенных причин неучастия в коррупционной ситуации вариант «страх уголовной ответственности» не выбрал ни один из участников опроса; в 2016 году такой ответ дали 4,5% краснодарцев.

Эффективная борьба с коррупцией неразрывно связана с активной гражданской позицией населения.

Результаты проведенного исследования показали очень низкую готовность краснодарцев к борьбе с коррупцией: лишь один из двадцати респондентов, оказавшихся в реальной коррупционной ситуации, сообщил об этом.

В основном граждане обращались в правоохранительные и надзорные органы.

Большинство респондентов предпочли промолчать, так как считают, что жаловаться бесполезно, меры не будут приняты.

Принцип «одного окна»  как сдерживающий фактор коррупции

В последние годы проблеме коррупции в России уделяется пристальное внимание. Принимаемые сегодня на всех уровнях власти меры направлены, прежде всего, на системный подход к решению поставленных задач. Существующая на сегодняшний день сложная ситуация требует постоянного совершенствования, внедрения новых инструментов, которые в первую очередь должны быть направлены на предупреждение, недопущение коррупционного преступления.

Основными причинами, способствующими коррупции в органах власти, являются:

- наличие у должностного лица возможности по своему усмотрению определять вид и содержание управленческого решения;

- закрытость процедур, позволяющая использовать должностные полномочия для удовлетворения личного интереса или интересов третьих лиц;

- личный контакт заявителя и должностного лица.

Одним из способов, нивелирующих влияние вышеуказанных факторов, стало создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее по тексту - МФЦ). МФЦ, работающие по принципу «одного окна», являясь посредником между властью и гражданином, призваны обеспечить полную деперсонализацию их взаимодействия.

Как показали результаты опроса, за почти семилетнюю историю функционирования системы МФЦ в Краснодаре их услугами хотя бы раз воспользовались около 70% горожан.

Из числа краснодарцев, обращавшихся когда-либо в МФЦ, подавляющее большинство удовлетворены качеством обслуживания.

В эффективности МФЦ с точки зрения сдерживания коррупционных проявлений уверен каждый второй житель краевого центра.

Скептически настроенными по данному вопросу оказались в большей степени мужчины, молодые краснодарцы и работники бюджетной сферы.

Более четверти участников опроса не имеют четкого мнения об антикоррупционной эффективности МФЦ. Это довольно большая группа респондентов, однако она сформирована в том числе за счет тех горожан, которым не доводилось лично обращаться в МФЦ за получением какой-либо услуги.

Самая многочисленная группа респондентов (60,6%), убежденных в антикоррупционной надежности системы «одного окна», состоит из краснодарцев, знакомых с работой МФЦ на личном опыте.

Основные выводы и предложения

Обобщив результаты проведенного социологического исследования, нельзя не сказать о том, что, хотя проблема коррупции и остается по-прежнему одной из самых острых в стране, в целом краснодарцы склонны считать, что на местном уровне дела обстоят несколько лучше, чем в масштабах России, и в меньшей степени, нежели остальные россияне, ожидают ухудшения коррупционной обстановки в будущем.

На этом фоне можно выделить положительную тенденцию - стабильное снижение коррупционного охвата и уменьшение доли граждан, готовых к даче взятки при возникновении коррупционной ситуации.

Анализ результатов опроса позволил выявить типичный портрет краснодарского взяткодателя - это либо неработающие молодые люди, чаще без высшего образования, либо женщины старше 55 лет. Причем первые, как правило, давали взятки сотрудникам ГИБДД и преподавателям в высших и средних специальных учебных заведениях, в то время как вторые чаще всего сталкивались с коррупцией в стенах медицинских учреждений.

Важным является и тот факт, что, несмотря на представления краснодарцев о высокой коррумпированности органов власти, в рейтинге реальных коррупционных ситуаций лидируют другие структуры.

Что касается горожан, отказавшихся от дачи взятки в коррупционной ситуации, то почти половина из них руководствовалась принципиальными соображениями. Однако в ходе аналитической работы была выявлена довольно большая группа риска: респонденты, знающие другие способы решения проблемы, и те, для кого размер взятки слишком велик. Представляется, что при отсутствии альтернатив и наличии необходимых денежных средств эти люди (суммарно 50% отказавшихся) могли дать взятку. Кроме того, как было отмечено в Докладе, уголовная ответственность за дачу взятки никого не останавливает, что может свидетельствовать о неэффективности правоприменительной практики в данной области законодательства или о недостаточной информированности населения по данному вопросу.

Безусловно, исходя из вышеизложенных обстоятельств, краснодарцы не удовлетворены сложившейся коррупционной обстановкой. Тем не менее, ничтожно малая доля респондентов из тех, кто лично столкнулся с коррупцией, проявила активную гражданскую позицию и сообщила об этом факте. В подавляющем же большинстве случаев свидетели коррупционных ситуаций - независимо от того, дали они в итоге взятку или нет - предпочли промолчать.

К сожалению, в современном обществе прочно сложилась установка, что в коррупционных отношениях правонарушителем является только одна сторона - тот, кто вымогает взятку, а потенциальный взяткодатель - лишь бесправная жертва. Не оспаривая эту точку зрения, сформированную под влиянием многих факторов, следует подчеркнуть, что отсутствие у населения активной гражданской позиции серьезно усугубляет проблему. Да, органы власти должны противостоять коррупционным проявлениям, и граждане справедливо от них этого ждут, но нельзя забывать и о ценности вклада каждого конкретного человека.

С целью изучения практических методов противодействия коррупции, инициируемых органами власти, отдельный блок вопросов был посвящен работе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. На сегодняшний день разветвленная система МФЦ в Краснодаре обеспечивает оказание широкого спектра услуг, что подтверждает зафиксированная при проведении исследования высокая частота обращений граждан в многофункциональные центры. Также приятно отметить положительную оценку, которую горожане дали качеству оказанных услуг.

Согласно данным, полученным в ходе опроса, МФЦ оправдали себя и в качестве антикоррупционного инструмента. Более половины всех респондентов убеждены в том, что МФЦ являются гарантом прозрачности и способствуют снижению уровня коррупции. А среди горожан, которые могут делать выводы, основываясь на собственном опыте, этот процент еще выше.

Несмотря на то, что процент доверия МФЦ среди краснодарцев, имевших личный коррупционный опыт, значительно ниже, все-таки даже среди тех, кто сталкивался с коррупцией, практически каждый второй респондент, обращавшийся в МФЦ, согласен, что принцип «одного окна» - это действенный метод антикоррупционной борьбы.

Обобщив полученную в ходе социологического исследования информацию, представляется возможным сформулировать предложения и направления для дальнейшей работы:

 Максимально сократить сроки предоставления услуг (в том числе через МФЦ), поскольку их длительность довольно часто является фактором, подталкивающим горожан к коррупционной сделке.

 Сделать акцент на планомерной работе с молодежью, которая чаще других попадает в коррупционные ситуации не из-за произвола чиновников, а по собственной вине - пренебрегая установленными правилами и нормами (в частности ПДД) либо предпочитая честной сдаче экзаменов/зачетов более легкий способ получения желаемых оценок.

 Признать, что действующая система наказания за коррупционные правонарушения  нуждается в корректировке с учетом практического правоприменения, так как для населения страх уголовного преследования сегодня настолько незначителен, что не может являться мотивом, удерживающим от дачи взятки.

Приложение к докладу

Общая характеристика исследования

Общий объем выборки - 1000 респондентов.

Целевая группа - совершеннолетние жители муниципального образования город Краснодар.

Выборка точек исследования включает в себя четыре внутригородских округа муниципального образования город Краснодар: Западный, Карасунский, Прикубанский, Центральный.

Количество точек опроса - 14, расположенных соответственно по внутригородским округам:

Западный округ - 3 точки опроса;

Карасунский округ - 4 точки опроса;

Прикубанский округ - 4 точки опроса;

Центральный округ - 3 точки опроса.

Метод получения информации: формализованный анкетный опрос граждан по разработанной анкете с соблюдением параметров квотной репрезентативной половозрастной выборки.

Способы обработки информации: полученный массив данных проведенного исследования обрабатывался с помощью специализированной программы детерминационного анализа - «ДА-система 5.0».

Методы обработки результатов:

- Элементарный статистический анализ (эмпирические распределения, статистические группировки).

- Многомерный анализ (факторный, кластерный, корреляционный, графический, интерпретация данных).

Сроки проведения исследования: февраль 2017 года.

Социально-демографические характеристики участников исследования

Пол                       %           

мужчины                           46,9      

женщины                          53,1      

 

                Возрастные группы                                                     %           

                молодежь (18-34 года)                                              35,1      

                средний возраст (35-54 года)                  32,8      

                старшее поколение (55 лет и старше)              32,1      

 

                Образование                   %           

                высшее                                              53,1      

                среднее специальное                34,4      

                среднее                                             12,5      

 

Занятость                                                                         %           

работающие в бюджетной сфере                       14,4      

работающие в сфере частного бизнеса            48,9      

неработающие                                                                             36,7

Дата: 20.04.2017